Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Приморская средняя школа имени Героя Советского Союза М.А. Юшкова"
"Сайт перешел на новый адрес https://primorsk.krskschool.ru "

Главная » Дополнительные программы начальных классов

Рабочая программа коррекционного курса "Преодоление общего недоразвития речи" Предназначена для учащихся 1,2 классов учитель логопед Красикова И.И.

Адаптированная программа по предмету "Русский язык и чтение" Брацук Людмилы Васильевны для детей с нарушением интеллекта (легкая степень умственной отсталости) для обучающихся вторых классов

Адаптированная программа по речевой практике Брацук Людмилы Васильевны для детей с нарушением интеллекта (легкая степень умственной отсталости) для обучающихся второго класса

Рабочая программа коррекционного курса для второго класса преодоление смешанной дисграфии (на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на основе ранушений дифференциации фонем)

Рабочая программа коррекционного курса логопедических занятий для обучающихся с ОВЗ составитель учитель-логопед Красикова И.И.

Программа внеурочной деятельности "Моя родословная" для третьего класса (духовно-нравственное направление) преподавателя Шугалей Елены Анатольевны


Аннотация к программе внеурочной деятельности "Моя родословная" для третьего класса (духовно-нравственное направление) преподавателя Шугалей Елены Анатольевны

Программа внеурочной деятельности "Моя родословная" для третьего класса (духовно-нравственное направление) преподавателя Шугалей Елены Анатольевны

 

Рабочая программа коррекционного курса логопедических занятий для обучающихся с ОВЗ составитель учитель-логопед Красикова И.И.

 

Рабочая программа коррекционного курса логопедических занятий для обучающихся с ОВЗ составитель учитель-логопед Красикова И.И.

 

Аннотация к рабочей программе коррекционного курса для второго класса преодоление смешанной дисграфии (на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на основе ранушений дифференциации фонем)

 

Рабочая программа коррекционного курса для второго класса преодоление смешанной дисграфии (на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на основе ранушений дифференциации фонем)

 

Рабочая программа коррекционного курса "Преодоление общего недоразвития речи" Предназначена для учащихся 1,2 классов учитель логопед Красикова И.И

 

Рабочая программа коррекционного курса "Преодоление общего недоразвития речи" Предназначена для учащихся 1,2 классов учитель логопед Красикова И.И

Аннотация к адаптированной программа по предмету "Русский язык и чтение" Брацук Людмилы Васильевны для детей с нарушением интеллекта (легкая степень умственной отсталости) для обучающихся вторых классов

Адаптированная образовательная программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный уровень:
• Декларация прав ребенка (Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1995 г.);
• Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Постановление главного Государственного врача от 10.08.2015 г. № 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2. 3286-15 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ»
• Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;
• Приказ  Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20. 09. 2013 г. N 1082 г. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 октября № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»;
Адаптированная образовательная программа основана на принципах реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в соответствии с их способностями и возможностями в целях их социальной адаптации и интеграции в общество, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования в пределах новых образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью подразумевает нецензовый уровень школьного образования, где академический компонент редуцируется до полезных ребенку элементов академических знаний, но при этом максимально расширяется область развития его жизненной компетенции за счет формирования доступных ребенку базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя его, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме.
Обучение русскому языку в первом классе предусматривает включение в примерную учебную программу следующих разделов: «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте».
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру
русского языка, призвано решить следующие задачи:
― Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
― Формирование первоначальными «до грамматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков;
― Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
― Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
― Развитие навыков устной коммуникации;
― Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.
Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: подготовительного, основного и обобщающего.
Программа носит в основном элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является развитие речи.
Цели обучения:
- овладение плавным слоговым чтением;
- формирование основ знаний из области фонетики и графики: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные.
Задачи обучения:
   -   научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
   -   выработать элементарные навыки грамотного письма;
   -   повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
   -   научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
     - формировать нравственные качества.
Место учебного предмета
Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий.
Адаптированная образовательная программа по русскому языку и чтению в соответствии с учебным планом в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели (3 часа чтения и 3 часа русского языка в неделю в соответствии с расписанием).
Количество часов русского языка в год – 99ч.
Количество часов чтения в год – 99ч.
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной образовательной программы.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
2) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
4) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и  социальных ролей;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося;
6) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
К предметным результатам освоения АООП относятся:
Учащиеся должны научиться:
• различать звуки на слух и в произношении;
• анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
• плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
• отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
• слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
• отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
• писать строчные и прописные буквы;
• списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
Учащиеся должны знать:
• наизусть 3- 4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.
Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы.
В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Во время обучения в первом подготовительном и I-м классах, а также в течение первого полугодия 2-го класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
Программа формирования базовых учебных действий.
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия:
• осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, одноклассника, друга;
• способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
• принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
• положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
• понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Коммуникативные учебные действия
• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
• обращаться за помощью и принимать помощь;
• слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
• сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
• доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Регулятивные учебные действия:
• адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
• активно участвовать в деятельности;
• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности.
Познавательные учебные действия:
• выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
• пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
• читать; писать; выполнять арифметические действия;
• наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

Аннотация к адаптированной программа по предмету "Русский язык и чтение" Брацук Людмилы Васильевны для детей с нарушением интеллекта (легкая степень умственной отсталости) для обучающихся вторых классов,

Аннотация к адаптированной программе по речевой практике Брацук Людмилы Васильевны для детей с нарушением интеллекта (легкая степень умственной отсталости) для обучающихся второго класса


Цель учебного предмета «Речевая практика» - развитие  речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.
 Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение. 
Задачи раздела «Речевая практика»:
• Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;
• Помочь детям ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт:
• Улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
• Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
• Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей
• Учить строить устные связные высказывания;
• Воспитывать культуру речевого общения.
Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение  речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых дошкольников и младших школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов.
Программа по образовательной области «Русский язык» Включает  следующие учебные предметы:
• Речевая практика – 1 – 4 класс;
• Русский язык – 1 – 4 класс;
• Чтение – 2 – 4 класс.
Рабочая программа по учебному курсу «Устная речь» составлена в соответствии с программой «Русский язык» (А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская), опубликованной в сборнике  «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. 0-4 классы» И.А. Бгажнокова, СПб: филиал изд-ва «Просвещение», 2007 и учебником «Устная речь. 2 класс» С.В. Комаровой.
Место учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане
На изучение предмета «Речевая практика» в 1 классе отводится 2 часа в неделю и 66 часов в год.
На изучение предмета «Речевая практика» во 2 классе отводится 2 часа в неделю и 68 часов в год.
На изучение предмета «Речевая практика» в 3 классе отводится 2 часа в неделю и 68 часов в год.
На изучение предмета «Речевая практика» в  4 классе отводится 2 часа в неделю и 68 часов в год.
В каждом классе учебный предмет «Речевая практика» включает в себя 4 раздела с постепенным расширением и усложнением учебного материала.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»
• Осознание  себя  как  ученика, заинтересованного  посещением  школы,  обучением, занятиями,  как  члена  семьи, одноклассника, друга;
• Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
• Положительное  отношение  к  окружающей действительности,  готовность  к  организации  взаимодействия  с  ней  и эстетическому  ее  восприятию;
• Целостный,  социально  ориентированный взгляд  на  мир  в  единстве  его  природной  и  социальной  частей;
• Понимание  личной  ответственности  за  свои  поступки  на основе  представлений  об  этических  нормах  и  правилах  поведения  в современном обществе;
• Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
Предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»  в конце 2 класса
Учащиеся должны уметь:
1. Выполнять задания словесной инструкции,
2. Различать громкую и щепотную речь, менять темп речи, использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях.
3. Называть предметы и действия, соотносить их с картинками,
4. Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова»,
5. Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании,
6. Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей,
7. Называть свою улицу,
8. Участвовать в ролевых играх,
9. Слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстрационный материал.
Минимальный  и  достаточный  уровни  усвоения  предметных результатов по учебному предмету «Речевая практика» на конец обучения в младших  классах (IV класс):
 
Минимальный уровень:
• формулировка  просьб  и  желаний  с  использованием  этикетных  слов  и выражений;
• участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
• восприятие  на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
• выразительное  произнесение  чистоговорок,  коротких  стихотворений  с опорой на образец чтения учителя;
• участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
• ответы  на  вопросы  учителя  по  содержанию  прослушанных  и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
• понимание  содержания  небольших  по  объему  сказок,  рассказов  и стихотворений; ответы на вопросы;
• понимание  содержания  детских  радио -  и  телепередач,  ответы  на вопросы учителя;
• выбор  правильных  средств  интонации  с  опорой  на  образец  речи учителя и анализ речевой ситуации;
• активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
• высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия,  прощания,  извинения  и  т. п.),  используя  соответствующие этикетные слова и выражения;
• участие  в  коллективном  составлении  рассказа  или  сказки  по  темам речевых ситуаций;
• составление  рассказов  с  опорой  на  картинный  или  картинно-символический план.

 

Адаптированная программа по речевой практике Брацук Людмилы Васильевны для детей с нарушением интеллекта (легкая степень умственной отсталости) для обучающихся второго класса