Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Приморская средняя школа имени Героя Советского Союза М.А. Юшкова"
"Сайт перешел на новый адрес https://primorsk.krskschool.ru "

Главная » Приём, направленный на формирование оценочной деятельности младших школьников

ПРИЁМ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Пивинская А.А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Приморская средняя общеобразовательная школа
Балахтинского района Красноярского края
Высшая квалификационная категория

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я Пивинская Алла Анатольевна, учитель начальных классов Приморской средней школы Балахтинского района Красноярского края.
Я надеюсь, что вы пришли на этот мастер-класс с какой-то целью. Попробуйте её сформулировать и записать.
Рассмотрите карточку: 
 

Соедини выражения с их значениями.
                                   
                                   14
8 + 4                           15
6 + 5                           12
9 + 6                           16
7 + 7                           11
                                   13


Что скажете? (задание; задание по математике; задание на нахождение суммы с переходом через разряд)
Как вы думаете, какие умения можно формировать с помощью этого задания? (предметные; сложение в пределах 20 с переходом через разряд).


Рассмотрите следующую распечатку: 


Соедини выражения с их значениями.
                                   
                                   14
8 + 4                           15
6 + 5                           12
9 + 6                           16
7 + 7                           11
                                   13

Сравни твоё выполнение задания с контрольной карточкой.


Контрольная карточка
                                   
                                   14
8 + 4                           15
6 + 5                           12
9 + 6                           16
7 + 7                           11
                                   13

Если задание выполнено верно, закрась кружок в карточке с заданием зелёным карандашом.
Если допущена хоть одна ошибка, закрась кружок в карточке с заданием красным карандашом.


Критерии оценивания выполнения задания учителем:

Для проверки предметного УД    Для проверки метапредметного УУД
Находит значения выражений на сложение с переходом через десяток. 
    Устанавливает соответствие собственного результата образцу (эталону), если он с помощью контрольной карточки определил верность/неверность выполнения задания и закрасил кружок в карточке соответствующим цветом.
 Не устанавливает соответствие собственного результата образцу (эталону), если он с помощью контрольной карточки не определил верность/неверность выполнения задания и/или не закрасил кружок в карточке соответствующим цветом.


Что скажете? (к тому, что было, добавилось задание «сравни…», кружок в карточке, появилась контрольная карточка, задание оценить выполнение работы цветным кружком в карточке; появились критерии оценивания выполнения задания учителем)
Что произошло с заданием?
Как вы думаете, какие умения можно формировать с помощью этого задания? (не только предметное, но и метапредметное; умение оценивать)
А как можно назвать это задание? (………………………)
Рассмотрите следующую распечатку: 

Задание на установление соответствия 
собственного результата образцу (эталону)
Математика, 1 класс
Метапредметное УУД: устанавливает соответствие собственного результата образцу (эталону).
Предметное УД: находит значение выражений на сложение с переходом через десяток.
Задание на карточке:

Соедини выражения с их значениями.
                                   
                                   14
8 + 4                           15
6 + 5                           12
9 + 6                           16
7 + 7                           11
                                   13

Сравни твоё выполнение задания с контрольной карточкой.


Контрольная карточка
                                   
                                   14
8 + 4                           15
6 + 5                           12
9 + 6                           16
7 + 7                           11
                                   13

Если задание выполнено верно, закрась кружок в карточке с заданием зелёным карандашом.
Если допущена хоть одна ошибка, закрась кружок в карточке с заданием красным карандашом.


Критерии оценивания выполнения задания учителем:

Для проверки предметного УД    Для проверки метапредметного УУД
Находит значение выражений на сложение с переходом через десяток. 
    Устанавливает соответствие собственного результата образцу (эталону), если он с помощью контрольной карточки определил верность/неверность выполнения задания и закрасил кружок в карточке соответствующим цветом.
 Не устанавливает соответствие собственного результата образцу (эталону), если он с помощью контрольной карточки не определил верность/неверность выполнения задания и/или не закрасил кружок в карточке соответствующим цветом.


Что скажете? (задание на установление соответствия собственного результата образцу (эталону); определено метапредметное УУД и предметное УД; задание на формирование умения оценивать)
Попробуйте поставить перед собой задачу для работы с этой картой (листом, заданием). Запишите в тетрадь. Кто хочет озвучить?
Вашему вниманию представлено задание, с помощью которого обучающиеся учатся устанавливать соответствие собственного результата образцу (эталону). 
Зачем нужны такие задания? (чтобы формировать оценочную деятельность младших школьников; чтобы учить оценивать)
А где их взять? (в учебнике; самому разрабатывать)
Запомните эти ответы: в учебнике или самому разрабатывать.
А как понять, действительно ли данное задание направлено на формирование умения оценивать выполненную работу?
Что для этого надо иметь? 
Карточки + Слайд №2:
Нужны требования к разработке задания, направленного на установление соответствия собственного результата образцу (эталону):
- учёт микроумения, которое должен продемонстрировать ученик;
- построение на предметном содержании;
- наличие фразы «Сравни…»;
- избыточность или недостаточность вариантов для выбора ответа;
- наличие эталона;
- наличие инструмента оценивания для ученика (+ –; шкала, таблица…);
- наличие критериев оценивания выполнения задания учеником;
- наличие критериев оценивания выполнения задания учителем:
   предметного учебного действия;
   метапредметного универсального учебного действия.
Предложите задание для себя по данным материалам – заданию и требованиям.
Я предлагаю проверить предложенное вам следующее задание по критериям: действительно ли оно направлено на формирование оценочной деятельности младших школьников.
Скажите, а что ещё нужно вам для работы? (место фиксации)
Вы заполните таблицы соответствия.   Слайд №3.
Таблица соответствия 
задания 
на установление соответствия собственного результата образцу (эталону)
требованиям к его разработке

Требование     Отметка 
о наличии
Учёт микроумения, которое должен продемонстрировать ученик    
Построение на предметном содержании    
Фраза «Сравни…»    
Избыточность или недостаточность вариантов для выбора ответа    
Эталон    
Инструмент оценивания для ученика (+ –; шкала; таблица…)    
Критерии оценивания для ученика    
Критерии оценивания выполнения задания учителем:
- для проверки предметного УД    
Критерии оценивания выполнения задания учителем:
- для проверки метапредметного УУД    

Оригинал
Задание на установление соответствия
собственного результата образцу (эталону)
Окружающий мир, 1 класс
Метапредметное УУД: устанавливает соответствие собственного результата образцу (эталону).
Предметное УД: различает объекты природы и предметы, сделанные человеком.
Задание на карточке:


Выпиши названия объектов природы из списка.

      Камень, кирпич, вода, окно, тетрадь, песок, орех, стол.

     Сравни правильность выполнения задания с контрольной карточкой.


Контрольная карточка:

Камень, вода, песок, орех.

Если верно выписаны все названия объектов природы, закрась кружок в карточке зелёным цветом.


Критерии оценивания выполнения задания учителем:

Для проверки предметного УД    Для проверки метапредметного УУД
Различает объекты природы и предметы, сделанные человеком.    Устанавливает соответствие собственного результата образцу (эталону), если он с помощью контрольной карточки определил верность/неверность выполнения задания и закрасил кружок в карточке соответствующим цветом.
 Не устанавливает соответствие собственного результата образцу (эталону), если он с помощью контрольной карточки не определил верность/неверность выполнения задания и/или не закрасил кружок в карточке соответствующим цветом.

Задание для работы в группах
Задание на установление соответствия
собственного результата образцу (эталону)
Окружающий мир, 1 класс
Метапредметное УУД: устанавливает соответствие собственного результата образцу (эталону).
Задание на карточке:


Выпиши названия объектов природы из списка.

      Камень, кирпич, вода, окно, тетрадь, песок, орех, стол.

     


Контрольная карточка:

Камень, вода, песок, орех.

Если верно выписаны все названия объектов природы, закрась кружок в карточке зелёным цветом.


Критерии оценивания выполнения задания учителем:

Для проверки предметного УД    Для проверки метапредметного УУД
    Устанавливает соответствие собственного результата образцу (эталону), если он с помощью контрольной карточки определил верность/неверность выполнения задания и закрасил кружок в карточке соответствующим цветом.
 Не устанавливает соответствие собственного результата образцу (эталону), если он с помощью контрольной карточки не определил верность/неверность выполнения задания и/или не закрасил кружок в карточке соответствующим цветом.

Анализ результатов: слайд №4.

Таблица соответствия 
задания 
на установление соответствия собственного результата образцу (эталону)
требованиям к его разработке

Требование     Отметка 
о наличии
Учёт микроумения, которое должен продемонстрировать ученик    +
Построение на предметном содержании    -
Фраза «Сравни…»    -
Избыточность или недостаточность вариантов для выбора ответа    +
Эталон    +
Инструмент оценивания для ученика (+ –; шкала; таблица…)    +
Критерии оценивания для ученика    -
Критерии оценивания выполнения задания учителем:
- для проверки предметного УД    -
Критерии оценивания выполнения задания учителем:
- для проверки метапредметного УУД    +

Слайд №5
Кто может озвучить тему мастер-класса?
(Тема моего мастер-класса – «Приём, направленный на формирование оценочной деятельности младших школьников»)
Почему я стала применять этот приём?
Слайд №6
Для вас не секрет, что Стандарт второго поколения требует новой системы оценки достижений учащихся. 
Слайд №7
И эта новая система предполагает обязательное включение в оценочную деятельность самих школьников.  Следовательно, необходимо формировать у ребят умение оценивать выполненную работу.
Слайд №8
В программах начального общего образования так сформулировано умение оценки: оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Слайд №9
Работая в проекте кафедры начального образования Института повышения квалификации «УУД: процедуры и механизмы изменения профессиональной деятельности педагога», я смогла научиться разрабатывать задания, направленные на формирование оценочной деятельности младших школьников.
Слайд №10
Именно работа на семинарах в рамках этого проекта помогла мне понять, что умение оценивать состоит из микроумений:
- устанавливать соответствие собственного результата образцу (эталону);
- находить ошибку при сравнении с образцом (эталоном);
- исправлять ошибку, найденную при сравнении с образцом (эталоном);
- делать вывод о правильности/неправильности выполнения работы при сравнении с образцом (эталоном).
Слайд №11
Умение считается сформированным, если сформированы все составляющие его микроумения.
Слайд №12
Возвращаюсь к вопросу, заданному ранее: где можно взять подобные задания? Ни в одном учебнике ни одного УМК подобных заданий в чистом виде нет. Поэтому уже третий год я разрабатываю и применяю на уроках задания, направленные на формирование каждого из этих микроумений, по трём образовательным областям: по русскому языку, по математике и по окружающему миру.
Я начала систематически применять задания на установление соответствия собственного результата образцу (эталону), когда мои ученики пришли в третью четверть первого класса. Во-первых, я сама стала по-другому видеть и понимать задания в учебниках и в рабочих тетрадях. А, во-вторых, мои ученики стали по-другому видеть, понимать и выполнять предлагаемые им задания. И мои ребята значительно приросли в умении оценить свою работу и работу одноклассника. Лучшие результаты они стали показывать и при выполнении контрольных работ. Эту работу я продолжила во втором, третьем и четвёртом классах.    Слайд №13.
Вспомните, какую цель вы поставили перед собой в начале нашего занятия.
Вы правильно сформулировали цель? (она реальна, конкретна, измерима, сформулирована через глагол действия)
Как вы думаете, ваша цель соответствует материалам мастер-класса?
Мастер-класс был об этом?
О чём был мастер-класс?
Кто хочет озвучить свою цель и аргументировать: достиг/не достиг?
Что дал Вам мастер-класс?
Сможете ли вы перенести мой опыт разработки и применения заданий, направленных на формирование оценочной деятельности младших школьников, в свою практику? За счёт чего?
Почему я взяла на себя смелость провести такой мастер-класс? Потому что я думаю, что если пользоваться алгоритмом конструирования метапредметного задания (слайд №14) и соблюдать требования к разработке, то подобные задания, т.е. этот приём можно применять не только в начальной школе (слайд №15). Некоторые учителя старших классов нашей школы после проведённых мною семинаров начали применять этот приём и отмечают значительное продвижение обучающихся в умении оценивать собственные работы и работы одноклассников.

 Скачать архив