ПРИЁМ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Пивинская А.А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Приморская средняя общеобразовательная школа
Балахтинского района Красноярского края
Высшая квалификационная категория
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я Пивинская Алла Анатольевна, учитель начальных классов Приморской средней школы Балахтинского района Красноярского края.
Я надеюсь, что вы пришли на этот мастер-класс с какой-то целью. Попробуйте её сформулировать и записать.
Рассмотрите карточку:
Соедини выражения с их значениями.
14
8 + 4 15
6 + 5 12
9 + 6 16
7 + 7 11
13
Что скажете? (задание; задание по математике; задание на нахождение суммы с переходом через разряд)
Как вы думаете, какие умения можно формировать с помощью этого задания? (предметные; сложение в пределах 20 с переходом через разряд).
Рассмотрите следующую распечатку:
Соедини выражения с их значениями.
14
8 + 4 15
6 + 5 12
9 + 6 16
7 + 7 11
13
Сравни твоё выполнение задания с контрольной карточкой.
Контрольная карточка
14
8 + 4 15
6 + 5 12
9 + 6 16
7 + 7 11
13
Если задание выполнено верно, закрась кружок в карточке с заданием зелёным карандашом.
Если допущена хоть одна ошибка, закрась кружок в карточке с заданием красным карандашом.
Критерии оценивания выполнения задания учителем:
Для проверки предметного УД Для проверки метапредметного УУД
Находит значения выражений на сложение с переходом через десяток.
Устанавливает соответствие собственного результата образцу (эталону), если он с помощью контрольной карточки определил верность/неверность выполнения задания и закрасил кружок в карточке соответствующим цветом.
Не устанавливает соответствие собственного результата образцу (эталону), если он с помощью контрольной карточки не определил верность/неверность выполнения задания и/или не закрасил кружок в карточке соответствующим цветом.
Что скажете? (к тому, что было, добавилось задание «сравни…», кружок в карточке, появилась контрольная карточка, задание оценить выполнение работы цветным кружком в карточке; появились критерии оценивания выполнения задания учителем)
Что произошло с заданием?
Как вы думаете, какие умения можно формировать с помощью этого задания? (не только предметное, но и метапредметное; умение оценивать)
А как можно назвать это задание? (………………………)
Рассмотрите следующую распечатку:
Задание на установление соответствия
собственного результата образцу (эталону)
Математика, 1 класс
Метапредметное УУД: устанавливает соответствие собственного результата образцу (эталону).
Предметное УД: находит значение выражений на сложение с переходом через десяток.
Задание на карточке:
Соедини выражения с их значениями.
14
8 + 4 15
6 + 5 12
9 + 6 16
7 + 7 11
13
Сравни твоё выполнение задания с контрольной карточкой.
Контрольная карточка
14
8 + 4 15
6 + 5 12
9 + 6 16
7 + 7 11
13
Если задание выполнено верно, закрась кружок в карточке с заданием зелёным карандашом.
Если допущена хоть одна ошибка, закрась кружок в карточке с заданием красным карандашом.
Критерии оценивания выполнения задания учителем:
Для проверки предметного УД Для проверки метапредметного УУД
Находит значение выражений на сложение с переходом через десяток.
Устанавливает соответствие собственного результата образцу (эталону), если он с помощью контрольной карточки определил верность/неверность выполнения задания и закрасил кружок в карточке соответствующим цветом.
Не устанавливает соответствие собственного результата образцу (эталону), если он с помощью контрольной карточки не определил верность/неверность выполнения задания и/или не закрасил кружок в карточке соответствующим цветом.
Что скажете? (задание на установление соответствия собственного результата образцу (эталону); определено метапредметное УУД и предметное УД; задание на формирование умения оценивать)
Попробуйте поставить перед собой задачу для работы с этой картой (листом, заданием). Запишите в тетрадь. Кто хочет озвучить?
Вашему вниманию представлено задание, с помощью которого обучающиеся учатся устанавливать соответствие собственного результата образцу (эталону).
Зачем нужны такие задания? (чтобы формировать оценочную деятельность младших школьников; чтобы учить оценивать)
А где их взять? (в учебнике; самому разрабатывать)
Запомните эти ответы: в учебнике или самому разрабатывать.
А как понять, действительно ли данное задание направлено на формирование умения оценивать выполненную работу?
Что для этого надо иметь?
Карточки + Слайд №2:
Нужны требования к разработке задания, направленного на установление соответствия собственного результата образцу (эталону):
- учёт микроумения, которое должен продемонстрировать ученик;
- построение на предметном содержании;
- наличие фразы «Сравни…»;
- избыточность или недостаточность вариантов для выбора ответа;
- наличие эталона;
- наличие инструмента оценивания для ученика (+ –; шкала, таблица…);
- наличие критериев оценивания выполнения задания учеником;
- наличие критериев оценивания выполнения задания учителем:
предметного учебного действия;
метапредметного универсального учебного действия.
Предложите задание для себя по данным материалам – заданию и требованиям.
Я предлагаю проверить предложенное вам следующее задание по критериям: действительно ли оно направлено на формирование оценочной деятельности младших школьников.
Скажите, а что ещё нужно вам для работы? (место фиксации)
Вы заполните таблицы соответствия. Слайд №3.
Таблица соответствия
задания
на установление соответствия собственного результата образцу (эталону)
требованиям к его разработке
Требование Отметка
о наличии
Учёт микроумения, которое должен продемонстрировать ученик
Построение на предметном содержании
Фраза «Сравни…»
Избыточность или недостаточность вариантов для выбора ответа
Эталон
Инструмент оценивания для ученика (+ –; шкала; таблица…)
Критерии оценивания для ученика
Критерии оценивания выполнения задания учителем:
- для проверки предметного УД
Критерии оценивания выполнения задания учителем:
- для проверки метапредметного УУД
Оригинал
Задание на установление соответствия
собственного результата образцу (эталону)
Окружающий мир, 1 класс
Метапредметное УУД: устанавливает соответствие собственного результата образцу (эталону).
Предметное УД: различает объекты природы и предметы, сделанные человеком.
Задание на карточке:
Выпиши названия объектов природы из списка.
Камень, кирпич, вода, окно, тетрадь, песок, орех, стол.
Сравни правильность выполнения задания с контрольной карточкой.
Контрольная карточка:
Камень, вода, песок, орех.
Если верно выписаны все названия объектов природы, закрась кружок в карточке зелёным цветом.
Критерии оценивания выполнения задания учителем:
Для проверки предметного УД Для проверки метапредметного УУД
Различает объекты природы и предметы, сделанные человеком. Устанавливает соответствие собственного результата образцу (эталону), если он с помощью контрольной карточки определил верность/неверность выполнения задания и закрасил кружок в карточке соответствующим цветом.
Не устанавливает соответствие собственного результата образцу (эталону), если он с помощью контрольной карточки не определил верность/неверность выполнения задания и/или не закрасил кружок в карточке соответствующим цветом.
Задание для работы в группах
Задание на установление соответствия
собственного результата образцу (эталону)
Окружающий мир, 1 класс
Метапредметное УУД: устанавливает соответствие собственного результата образцу (эталону).
Задание на карточке:
Выпиши названия объектов природы из списка.
Камень, кирпич, вода, окно, тетрадь, песок, орех, стол.
Контрольная карточка:
Камень, вода, песок, орех.
Если верно выписаны все названия объектов природы, закрась кружок в карточке зелёным цветом.
Критерии оценивания выполнения задания учителем:
Для проверки предметного УД Для проверки метапредметного УУД
Устанавливает соответствие собственного результата образцу (эталону), если он с помощью контрольной карточки определил верность/неверность выполнения задания и закрасил кружок в карточке соответствующим цветом.
Не устанавливает соответствие собственного результата образцу (эталону), если он с помощью контрольной карточки не определил верность/неверность выполнения задания и/или не закрасил кружок в карточке соответствующим цветом.
Анализ результатов: слайд №4.
Таблица соответствия
задания
на установление соответствия собственного результата образцу (эталону)
требованиям к его разработке
Требование Отметка
о наличии
Учёт микроумения, которое должен продемонстрировать ученик +
Построение на предметном содержании -
Фраза «Сравни…» -
Избыточность или недостаточность вариантов для выбора ответа +
Эталон +
Инструмент оценивания для ученика (+ –; шкала; таблица…) +
Критерии оценивания для ученика -
Критерии оценивания выполнения задания учителем:
- для проверки предметного УД -
Критерии оценивания выполнения задания учителем:
- для проверки метапредметного УУД +
Слайд №5
Кто может озвучить тему мастер-класса?
(Тема моего мастер-класса – «Приём, направленный на формирование оценочной деятельности младших школьников»)
Почему я стала применять этот приём?
Слайд №6
Для вас не секрет, что Стандарт второго поколения требует новой системы оценки достижений учащихся.
Слайд №7
И эта новая система предполагает обязательное включение в оценочную деятельность самих школьников. Следовательно, необходимо формировать у ребят умение оценивать выполненную работу.
Слайд №8
В программах начального общего образования так сформулировано умение оценки: оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Слайд №9
Работая в проекте кафедры начального образования Института повышения квалификации «УУД: процедуры и механизмы изменения профессиональной деятельности педагога», я смогла научиться разрабатывать задания, направленные на формирование оценочной деятельности младших школьников.
Слайд №10
Именно работа на семинарах в рамках этого проекта помогла мне понять, что умение оценивать состоит из микроумений:
- устанавливать соответствие собственного результата образцу (эталону);
- находить ошибку при сравнении с образцом (эталоном);
- исправлять ошибку, найденную при сравнении с образцом (эталоном);
- делать вывод о правильности/неправильности выполнения работы при сравнении с образцом (эталоном).
Слайд №11
Умение считается сформированным, если сформированы все составляющие его микроумения.
Слайд №12
Возвращаюсь к вопросу, заданному ранее: где можно взять подобные задания? Ни в одном учебнике ни одного УМК подобных заданий в чистом виде нет. Поэтому уже третий год я разрабатываю и применяю на уроках задания, направленные на формирование каждого из этих микроумений, по трём образовательным областям: по русскому языку, по математике и по окружающему миру.
Я начала систематически применять задания на установление соответствия собственного результата образцу (эталону), когда мои ученики пришли в третью четверть первого класса. Во-первых, я сама стала по-другому видеть и понимать задания в учебниках и в рабочих тетрадях. А, во-вторых, мои ученики стали по-другому видеть, понимать и выполнять предлагаемые им задания. И мои ребята значительно приросли в умении оценить свою работу и работу одноклассника. Лучшие результаты они стали показывать и при выполнении контрольных работ. Эту работу я продолжила во втором, третьем и четвёртом классах. Слайд №13.
Вспомните, какую цель вы поставили перед собой в начале нашего занятия.
Вы правильно сформулировали цель? (она реальна, конкретна, измерима, сформулирована через глагол действия)
Как вы думаете, ваша цель соответствует материалам мастер-класса?
Мастер-класс был об этом?
О чём был мастер-класс?
Кто хочет озвучить свою цель и аргументировать: достиг/не достиг?
Что дал Вам мастер-класс?
Сможете ли вы перенести мой опыт разработки и применения заданий, направленных на формирование оценочной деятельности младших школьников, в свою практику? За счёт чего?
Почему я взяла на себя смелость провести такой мастер-класс? Потому что я думаю, что если пользоваться алгоритмом конструирования метапредметного задания (слайд №14) и соблюдать требования к разработке, то подобные задания, т.е. этот приём можно применять не только в начальной школе (слайд №15). Некоторые учителя старших классов нашей школы после проведённых мною семинаров начали применять этот приём и отмечают значительное продвижение обучающихся в умении оценивать собственные работы и работы одноклассников.