1. Прием «Ромашка Блума» (технология развития критического мышления)
Текст -это любое по объёму высказывание, если оно-
1) подчинено единой теме;
2)эта тема раскрывается в соответствии с авторским замыслом;
3)высказывание кому-либо адресовано(другу, группе студентов и т.п.)
4) создано в соответствии с определенной целевой установкой.
Виды текста
Сплошные, линейные (без визуальных изображений: диаграмм,рисунков, карт, таблиц,графиков, схем);
Типы сплошных текстов- это описание( художественное и техническое)
Повествование (рассказ, отчет, рекомендации)
Общение людей невозможно без вопросов человека к человеку, учителя к ученику, ученика к учителю. Современный человек задает вопросы не только другому человеку, но и поисковым системам в Интернете. Практика показывает, что у современных школьников с этим нередко возникают большие проблемы. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы? Перефразируя высказывание Элисон Кинг, можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы умеют мыслить».
Подумаем, на формирование каких универсальных учебных действий влияет умение задавать вопросы. Умение формулировать вопросы позволит нам формировать, в первую очередь, такие виды УУД, как познавательные и коммуникативные. В том потоке информации, в котором мы живём, необходимо научить детей анализировать эту информацию, уметь выразить своё отношение к ней, отвергать ненужную, т.е. формулировать вопросы и находить на них ответы. Такую задачу ставит технология развития критического мышления. И один из её приёмов - «Ромашка Блума», созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.
Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов. Ценность данного приема в том, что он учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, формирует навык работы с текстом. Ромашку Блума можно использовать на любых учебных предметах и на всех ступенях: как в начальном, так и в старшем звене.
Предложенная Блумом теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею" Таким образом, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован учителем любого предмета.
"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?".Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". Вопрос следует начать со слова – придумай….
5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи….
6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…
Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.
3. Вывод
«Ромашка вопросов» является одним из эффективных приемов, которые можно использовать на разных стадиях урока. Она помогает научить детей задавать вопросы к тексту самостоятельно. Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к произведению (на любом этапе работы), работу можно проводить в парах, группах и индивидуально. Наиболее интересны детям практические вопросы: «Как поступили бы вы…?»
«Ромашку» можно использовать на стадии «Вызова», тогда ученики сначала задают вопросы, а потом ищут на них ответы, осмысления или на стадии «Рефлексии» для обобщения полученных знаний.
Использование приема «Ромашка Блума» позволяет осуществлять дифференцированный и личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе. Таксономия Блума - одна из форм работы по развитию критического мышления.
Если использовать «Ромашку вопросов» в младших классах, можно оставить визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие «лепестки». Работая с более старшим возрастом, можно оставить саму классификацию, тогда задание будет выглядеть следующим образом: «Перед тем, как читать текст о кактусах, самостоятельно сформулируйте по одному практическому и одному оценочному вопросу. Возможно, текст поможет нам на них ответить».
Все выше перечисленные стратегии предусматривают серьезную работу с текстом, его глубокий анализ и понимание, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся по учебному материалу .Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпать из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Варианты использования "Ромашки Блума" на уроках
Возможны два варианта:
• Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой.
• Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.
В старших классах кубик Блума можно представить в виде таблицы. Учащимся предлагают заполнить таблицу вопросами соответствующего типа. Затем на занятии они обмениваются составленными таблицами и анализируют ответы одноклассников.
Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.
Достоинства технологии:
1. Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.
2. Ориентирована на развитие личности.
3. Развивает умение прогнозировать результаты чтения.
4. Способствует пониманию текста на уроке.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.
Предлагаю разделиться на группы и поработать с текстом В.П.Астафьева «Герань на снегу».
Задание: составить вопросы (у каждой группы свой) по ромашке Блума.
1 группа вопросов- простые вопросы (Что? Где? Когда? Как?)
2 группа вопросов – уточняющие вопросы
3 группа вопросов – интерпретационные (объясняющие)
4 группа вопросов – творческий вопрос
5 группа вопросов – практический вопрос
6 группа вопросов – оценочные вопросы
Герань на снегу В.П.Астафьев
В бараке бушевал пьяный мужик. Жена пыталась его утихомирить. Он ударил жену, и она улетела в коридор. Ребятишки еще раньше разбежались. Стал пьяный мужик искать, чего бы разбить. Но в комнате уже все было разбито и порушено.
Тоскливо мужику.
И тут увидел он гераньку на окне.
В дырявом чугунке росла геранька. Забывали поливать ее, и потому нижние листья гераньки скоро чернели, свертывались и опадали. Но набралась сил геранька и отросла — расцвела. Один цветок и был у нее только да с пяток листьев, которые ночью примерзали к окну, а как печку затопляли, они оттаивали.
Мужик бухнул чугунком в стекло. Упала геранька под окно. Земля из чугунка вывалилась в снег. Мужик после этого успокоился и заснул.
Всю ночь светилась геранька под окном, еще живая. Наутро снег пошел, припорошил ее.
Днем мужик окно фанеркой заделывал и увидел гераньку. Она тускло светилась под снегом. Каплей крови показалась она мужику, и он перестал работать, тяжело замep возле окна.
А гераньку все заносило и заносило снегом. Так она тихонько и погасла, и мужик подумал, что лучше, покойней под снегом гераньке, и теплее, и бараком ее не душит.
Скоро пришла весна. Снег под окнами барака смыло ручьями, и водою подхватило стебелек гераньки с мокрым черным цветком и унесло в овражек. Корешок гераньки оказался живой, и этим корешком поймалась геранька за землю и снова расти начала. Но как вышли два листика и заметной сделалась геранька — ее отыскала в овраге коза и съела.
В земле еще оставался корешок гераньки, и, набравшись сил, он снова пустил росточек. Тут началось строительство и пришел экскаватор. Он зацепил ковшом гераньку вместе с жалицей и бросил в машину, машина вывалила землю под яр, к реке.
Геранька шевельнулась и в рыхлой земле, попробовала расти на новом месте, да на нее все валили и валили сверху землю, и она расти больше не смогла, унялась, и корень ее лишился сил под тяжестью и начал гнить внутри земли, вместе со щепьем, хламом и закопанной травою.
Дырявый чугунок хозяйка подняла и посадила в него помидор. Мужик не выбрасывал за окно чугунок с помидором, хотя по-прежнему пил мужик и бушевал после каждой получки и все время искал — чего бы разбить и выбросить.
2.
Затем выступления от групп и предлагаю сравнить их наработки с готовым вариантом.
Обсуждение, что получилось, в чем испытывали трудности.
Герань на снегу. В.П.Астафьев
1 группа вопросов- простые вопросы (Что? Где? Когда? Как?)
Где происходит действие рассказа?
Кто герой рассказа «Герань на снегу»?
Каким он вам представляется?
Где живет мужик?
Как геранька оказалась на снегу?
Вторая группа вопросов – уточняющие вопросы
Если я вас правильно поняла, то мужик живет в бараке? А что такое барак?
Если я правильно поняла, то геранька не погибла на снегу, а выжила? Докажите эту мысль текстом.
Третья группа вопросов – интерпретационные (объясняющие)
- Почему тоскливо мужику? Был ли у мужика прежде дом? Почему у мужика нет имени?
- Почему мужик перестал работать, тяжело замер возле окна, увидев гераньку на снегу? О чем он задумался?
- Можно ли назвать барак, где живет мужик, домом? Если нет, объясните почему?
- Почему мужик не выбрасывал за окно чугунок с помидором?
- Почему погибает геранька? В чем причина ее гибели?
- Как вы думаете, символом чего является геранька? Что значит герань для В.П. Астафьева, ведь о геранях он пишет в рассказе «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет»?
- С чем ассоциируется это растение у писателя?
Четвертая группа вопросов – творческий вопрос
1. Предположите, как, по вашему мнению, может сложиться судьба детей из семьи мужика?
2. Что изменилось бы, если бы геранька оказалась на окне в другой семье?
Пятая группа вопросов – практический вопрос
Как бы вы поступили на месте героя рассказа?
Как бы вы ответили на вопрос: в чем смысл жизни человека?
Шестая группа вопросов – оценочные вопросы
1. Как вы думаете, к какой мысли хотел привести читателя автор? (- Автор считает, что человек должен быть сильным, он должен достойно прожить свою жизнь, преодолевать трудности).
2. Чем отличается жизненный путь гераньки от жизненного пути мужика?
3. В чем ценность семьи для человека?
2 часть
Интерактивные формы работы на уроках русского языка и литературы
Онлайн-тренажер Веб-Грамотей (Quizizz, Kahoot)
Квизиз
Каждый учащийся должен иметь почту, зарегистрироваться. На обдумывание ответа 20-15 секунд (время определяет учитель и приглашает ученикков в игру – раздает пароль). Баллы легко переводятся в оценку:
50-60= «3»
70-85= «4»
86-100= «5»
Существует много различных веб инструментов, позволяющих обеспечить быструю обратную связь. Квизиз- это инструмент закрепления и проверки знаний, но и прекрасная возможность интерактивного и дистанционного обучения в увлекательной форме соревнования на быстроту ответов. Тесты, созданные в Квизиз можно использовать как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Все результаты пройденных тестов отображаются в личном кабинете учителя и могут быть переведены в оценку. Еще один плюс –невозможность отвлекаться от выполнения задания, поскольку отведено определенное время. Участие в Квизиз бесплатное.
Веб-Грамотей на сайте: http://cerm.ru
Автономная некоммерческая организация «Центр Развития Молодежи». Программа лицензирована.
Этот ресурс платный- 30 рублей с ученика. Можно давать домашние задания, тесты, автоматически ставит программа оценку. Если ошибка, не дает идти дальше, пока не повторишь теорию и не выполнишь задание!!!
Прием «Ромашка Блума» (технология развития критического мышления) (Скачать pdf документ)
презентация Скачать pdf документ)
Материал подготовила Афиндулиди Людмила Витальевна