Аннотации и рабочие программы по русскому языку для пятых - седьмых классов
Для обучающихся пятого класса Григорьевой Натальи Александровны
Аннотация к адаптированной общеобразовательной программе для детей с легкой умственной отсталостью
по предмету «Русский язык» (5 класс)
Программа по русскому языку определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание.
Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Данная программа рассчитана на 5 часов в неделю (170 часов в год)
Цели программы:
Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения:
Формирование достаточно прочных навыков грамматического письма.
Умение последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Задачи программы:
Учить детей владеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, умение слушать, грамотно говорить)
Формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
Обогащать словарный запас, умение пользоваться словарём;
Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.
Уроки русского языка в специальном (коррекционном) образовательном учреждении имеют коммуникативно-речевую направленность, делают более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач и обеспечивают:
- познавательно-развивающее значение на основе коррекции речи и мышления обучающихся
- познавательно-образовательную роль в коммуникативной функции речи;
- воспитательную направленность как средство адаптации к жизни.
При обучении русскому языку используются следующие принципы:
- принцип коррекционно-речевой направленности,
- принцип доступности обучения,
- принцип систематичности и последовательности,
- принцип наглядности в обучении,
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы урока
- словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой)
- наглядные (наблюдение, демонстрация, просмотр)
- практические (упражнения, карточки, тесты)
Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные типы уроков:
- урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
- урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
- урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
- урок проверки знаний;
- урок работы над ошибками;
- комбинированный урок;
- нестандартные уроки (урок-сказка), урок-викторина, урок-игра и др.).
При составлении программы учитывались:
- состояние здоровья учащихся;
- характер их учебной мотивации;
- уровень способностей;
- качество учебных достижений;
- образовательные потребности.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся необходимо принимать во внимание их индивидуальные особенности в интеллектуальном развитии, состоянии эмоционально-волевой сферы. Ученикам с низким уровнем интеллектуального развития предлагается более легкий вариант заданий. При оценке письменных работ учащихся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применять дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять учащихся в ходе выполнения работы и т.п.). В случае стремления ученика преодолеть отставание, как исключение, можно оценивать отдельные работы более высоким баллом.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания , контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). Контрольные диктанты должны содержать 3-4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
Основными видами контрольных работ являются списывание и диктанты Примерный объем текстов контрольных работ в 5 классе 45-50 слов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками.
К концу учебного года учащиеся должны знать:
- алфавит;
- способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).
учащиеся должны уметь:
- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
- проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем
- разбирать слово по составу; изменения формы слова;
- обозначать мягкость согласных буквой ь;
- выделять имя существительное как часть речи;
- строить простое распространенное предложение;
- связно высказываться письменно и устно (с помощью учителя);
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
Адаптированная общеобразовательная программа Григорьевой Натальи Александровны по русскому языку (5 класс) для детей с нарушением интеллекта (легкая степень умственной отсталости)
Для обучающихся шестого класса Григорьевой Натальи Александровны
Аннотация к адаптированной общеобразовательной программе для детей с легкой умственной отсталостью
по предмету «Русский язык» (6 класс)
Согласно учебному плану 2016 – 2017 учебного года на изучение русского языка в 6 классе отводится 136 часов
Продолжительность занятия 45 минут. Курс имеет оценочную (5-бальную) систему прохождения материала.
Цель обучения: развитие речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности обучающихся для дальнейшей их интеграции в общество.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно – информационную, коммуникативно – деятельностную, ценностно - ориентационную).
Задачи :
1.Предметно - информационные:
-формирование знаний учащихся о частях речи, их значение; главных и второстепенных членах предложения;
-формирование знаний о наиболее распространённых правилах правописания слов;
-коррекция умений правописания значимых частей слова и различных частей речи;
-актуализация умений и навыков правильного произношения;
-формирование умений и навыков работы с деформированным текстом;
-формирование навыков построения простого и сложного предложения.
2.Деятельностно - коммуникативные:
- развитие коммуникативно - деятельностных качеств (умение вести монолог, диалог);
- коррекция словесно-логического мышления (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать);
- формирование умений и навыков владения звукобуквенным анализом;
- развитие навыков связной устной и письменной речи;
-коррекция высших психических функций учащихся.
3.Ценностно - ориентационные:
-формирование осознанного понимания роли русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
-формирование эмоциональной отзывчивости;
-воспитание нравственно-эстетических, этических качеств личности;
-воспитание гуманного отношения к человеческой личности;
-развитие способности осознавать своё место, роль и предназначение в жизни.
-формирование осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
-воспитание нравственно-патриотических и гражданских качеств личности.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
- Способы проверки написания гласных и согласных в корне слова.
Учащиеся должны уметь:
-правильно обозначать звуки буквами на письме;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи );
-проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов;
-разбирать слова по составу;
-выделять имя существительное, имя прилагательное как части речи;
-строить простое распространенное предложение с однородными членами;
-связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
- пользоваться школьным орфографическим словарем;
-адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему, основную мысль);
-читать тексты разных стилей и жанров;
-извлекать информацию из различных источников, включая СМИ;
-воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, изложение);
-создавать тексты различных стилей и жанров (объявление, письмо, расписку, заявление);
-владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
-свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
-соблюдать в практике речевого общения основные, элементарные, произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
-соблюдать нормы русского речевого этикета.
Технологии обучения
Современное традиционное обучение (классно –урочное).
Дифференцированное обучение.
Педагогика сотрудничества.
Проблемное обучение.
Личностно – ориентированное обучение.
Игровое обучение.
Принципы обучения
Общепедагогические:
-принцип индивидуализации – построение содержания и выбор методов обучения и воспитания, которые являются адекватными возрастным и индивидуальным (личностным) особенностям и возможностям всех учащихся;
-принцип проблематизации – актуализация и стимулирование тенденции ученика к личностному росту. Создание условий для совершенствования ребёнком нравственных поступков для самостоятельной постановки и разрешение учащимися познавательных проблем и задач;
-принцип диалогизации – личностно-равноправные позиции педагога и учащегося (позиция сотрудничающих людей).
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.
Виды и формы контроля
Виды: вводный, тематический, промежуточный, итоговый
Формы: зачёт, контрольная работа, проверочная работа, самостоятельная работа, тест, кроссворд, сочинение, изложение, сообщение, деловое письмо.
Адаптированная общеобразовательная программа Григорьевой Натальи Александровны по русскому языку (6 класс) для детей с нарушением интеллекта (легкая умственная отсталость)
Для обучающихся седьмого класса Григорьевой Натальи Александровны
Аннотация к адаптированной общеобразовательной программе для детей с легкой умственной отсталостью
по предмету «Русский язык» (7 класс)
Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Цели предмета:
1) Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка».
2) Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание)
3) Овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.
Задачи предмета:
1) Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
2) Формирование орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
3) Обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
4) Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 7 классов. Прохождение программы рассчитано на 136 часов в год (4 часа в неделю). На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане. Важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Формы организации учебного процесса
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Формы работы
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные,
творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
Основные виды контрольных работ в 7 классах – диктанты.
Методы урока
На уроках русского языка используются следующие методы урока:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр
-практические – упражнения, карточки, тесты
Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные типы урока:
-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки (литературная гостиная, урок-викторина, урок-игра и др.)
Основные знания и умения учащихся
Учащиеся должны:
- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
-учиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.