Аннотации и рабочие программы по предмету "Литература" 8-9 классы
Для обучающимися восьмого класса Григорьевой Натальи Александровны
Аннотация к адаптированной общеобразовательной программе для детей с легкой умственной отсталостью
по предмету «Литература» (8 класс)
Рабочая программа по чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида и обеспечено УМК: учебником чтения для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, (авторы А.К. Ассенова; М.И. Шишкова.- М.: просвещение, 2007г.Под редакцией В.В. Воронковой.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю (102 часа в год)
На уроках чтения в 8 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразитель¬ности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владе¬ют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художе¬ственного произведения вызывает у них затруднения при его чте¬нии и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методичес¬кая вариативность.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, пра¬вильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведе¬нии; называть главных и второстепенных героев, давать им харак¬теристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанав¬ливать несложные причинно-следственные связи и отношения; де¬лать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уро¬ку по каждому художественному произведению, способствует ре¬шению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Содержание школьного курса за 8 класс:
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки.
Произведения современных писателей русский и зарубежной литературы.
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.
Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя.
Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте.
Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.
Знание основных сведений о жизни писателей.
Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.
Внеклассное чтение (урок внеклассного чтения проводится один раз в месяц)
Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.
Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя)
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 8 класса
Учащиеся должны уметь:
1. читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
2. читать «про себя»;
3. выделять главную мысль произведения;
4. давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним;
5. пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.
Учащиеся должны знать: наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.
Адаптированная образовательная программа Григорьевой Натальи Александровны по литературе (8 класс) для детей с нарушением интеллекта (легкая степень умственной отсталости)
Для обучающихся девятого класса Григорьевой Натальи Александровны
Аннотация к адаптированной общеобразовательной программе для детей с легкой умственной отсталостью
по предмету «Литература» (9 класс)
Рабочая программа по чтению составлена в соответствии с с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида и обеспечено УМК: учебником чтения для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, (авторы А.К. Ассенова; М.И. Шишкова.- М.: просвещение, 2007г.Под редакцией В.В. Воронковой.
Количество часов в неделю - 3ч, количество часов в год – 102 ч
В классе для детей с особыми возможностями здоровья в старших (5—9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Учащиеся должны:
1. овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
2. получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
3. научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
4. быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с особыми возможностями здоровья является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
На уроках чтения в 9 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
1. развитие познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умение вести диалог
2. овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением
3. формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности
4. воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта школьников; формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств
Основные задачи:
1. развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное
2. учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление
3. учить устанавливать причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами
4. формировать полноту воспроизведения словесного материала, умение пользоваться планом ответа, составлять план ответа, воспроизводить словесный материал близко к тексту
5. формировать потребность в чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей
6. формировать эстетическое отношение ребенка к жизни
7. расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров
8. обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые навыки
Методы и приемы, используемые на уроках имеют широкий спектр: комментирование, анализ содержания произведения, выразительное чтение, чтение по ролям, пересказ близко к тексту и краткий пересказ.
На уроках применяются практические действия учащихся (подчеркивание, пометки), изобразительная деятельность, игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), письмо (дописывание), различные формы устной речи (составление высказываний, описание, сравнительных характеристик, отзыва о книге), различные виды самостоятельной работы (составление плана, анализ текста, составление отзыва).
При проведении уроков используются беседы, практикумы, работа в группах, в парах, деловые игры.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны уметь:
1. осознанно, правильно, бегло, выразительно читать произведения вслух и «про себя», в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы русской орфоэпии
2. выделять главную мысль произведения
3. давать характеристику главным героям
4. высказывать свое отношение к героям и их поступкам
5. пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным
Учащиеся должны знать:
1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению
2. основные сведения о жизни писателей
3. наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка
Организация контроля.
Проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); уме¬ния выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется пра¬вильности передачи основного содержания текс¬та, последовательности и полноте развития сюже¬та, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения контроли¬руется и собственно читательская деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жан¬ров и особенностей, знание имен пи¬сателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение на¬изусть или с листа. Осуществляется на матери¬але изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы (небольшие по объему): отве¬ты на вопросы, тестовые задания ти¬па «закончи предложение», «найди правиль¬ный ответ», «найди ошибку» и т.п.)
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и прохо¬дит как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть прове¬дена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке техники чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержа-нию незнакомые тексты. При выборе текста осу¬ществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам отно¬сят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста задается по¬сле чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группа¬ми. Для проверки заготавливаются инди¬видуальные карточки, которые получает каж¬дый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными.