Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Приморская средняя школа имени Героя Советского Союза М.А. Юшкова"
"Сайт перешел на новый адрес https://primorsk.krskschool.ru "

Главная » Воспитание на основе здаравого смысла

ЭФФЕКТИВНАЯ ПОХВАЛА

Похвала необходима для развития наших детей. Их эмоциональный рост невозможен без нее так же, как физический рост невозможен без пищи.
К сожалению, родителям бывает легче заметить ошибки и недостатки, чем достижения и до-стоинства своих детей. Для того чтобы научиться сосредотачивать внимание на том хорошем, что есть в вашем ребенке, от вас потребуются определенные усилия. Однако, начав регулярно хвалить своих детей, очень скоро вы увидите, насколько благоприятно это скажется на их поведении. Положительное внимание, которое вы уделяете ребенку, когда хвалите его, позволит ему лучше почувствовать вашу любовь и заботу.

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПОХВАЛЫ

Когда вы будете думать о том, за что начать хвалить ребенка, обратите внимание на следующие возможности:
Во-первых, не забудьте то, в чем ваш ребенок уже преуспел. Может быть, он сам вовремя встает по утрам, или убирает у себя в комнате, или всегда гасит за собой свет. Похвалите его за это, и, скорее всего, он будет так поступать и дальше.
Во-вторых, постарайтесь обращать внимание на те успехи, которых он добивается, как бы малы они ни были. Вспомните, что, когда ваш ребенок начинал ходить, вы, наверняка, хвалили его за каждое маленькое достижение: когда он научился самостоятельно стоять, когда сделал первый неловкий шаг, когда прошел первые несколько шагов. Постарайтесь и сейчас хвалить своего ребенка за все то новое, что ему удается сделать — за каждый следующий шаг.
В-третьих, хвалите его за саму попытку научиться чему-то новому. Вне зависимости от возраста ребенка ваш энтузиазм и внимание к его стремлению добиться успеха скоро скажется и на других областях его жизни: он перестанет встречать в штыки все ваши замечания, начнет признавать свои ошибки, будет предлагать вам помощь, перестанет избегать ваших гостей, заведет друзей. Не пропускайте возможности выразить свое одобрение каждый раз, когда он пытается чего-то достичь. Уже само это стремление достойно всяческих похвал.
Самый простой способ выразить похвалу — это сказать что-нибудь вроде: «Здорово!», «Потрясающе!», «Ты просто молодчина!» — иными словами, выказать общее одобрение. Это дает понять ребенку, что вы его любите, одобряете и хотите, чтобы он и дальше поступал так же.
Однако стоит добавить к такому одобрению еще несколько фраз. Это принесет еще большие пло-ды — поведение ваших детей станет еще лучше. Такой способ мы называем эффективной похвалой.

ТРИ ШАГА ЭФФЕКТИВНОЙ ПОХВАЛЫ

Эффективная похвала состоит из трех шагов: демонстрации вашего одобрения, описания поло-жительного поведения и объяснения.
Шаг 1. Продемонстрируйте особое одобрение
Существует много слов для того, чтобы показать ребенку, как вас обрадовало его поведение. Не бойтесь выразить свое восхищение, воскликнув: «Очень хорошо!», «Замечательно!», «Здорово!», «Вот это да!», «Я потрясен!», «Я горжусь тобой!».
Кроме того, одобрение можно выразить и каким-то действием. Можно обнять ребенка, поцело-вать его, взять на руки, подмигнуть и улыбнуться, похлопать по плечу.
Шаг 2. Опишите положительное поведение
Выразив свое одобрение, опишите тот поступок или то поведение, которое его вызвало. Постарайтесь, чтобы ребенок понял, что именно хорошего он сделал, и мог повторить это в будущем. Например: «Соня, спасибо, что ты помогла мне убрать со стола и положить все в холодильник», или «Какой ты молодец, Никита, что помыл после туалета руки». Обратите внимание на слова, которыми будете говорить с ребенком — они должны быть ему понятны. Будьте конкретны и кратки.
Шаг 3. Объясните причину
Хорошо, когда дети понимают, почему то, что они сделали, приносит пользу им самим или окружающим. Это дает им возможность увидеть связь между своими поступками и тем, что с ними происходит.
Если, например, ваш сын-подросток убрал в гостиной, объясните ему, почему это хорошо: «Ты убрал в гостиной и этим очень мне помог. Теперь до прихода гостей я все успею приготовить».
Вы можете привести еще немало причин, по которым необходимо помогать людям: «Помогать — очень хорошо. Если ты будешь стараться больше помогать на работе, коллеги будут лучше к тебе относиться, а начальник может повысить тебе зарплату».
Или можно сказать: «Ты мне помог, у меня теперь есть свободное время, чтобы отвести тебя к другу. Я не знаю, успела бы я это сделать без твоей помощи».
Вот несколько примеров объяснения, почему то или иное хорошо:
•    Очень важно уметь принимать критику со стороны учителя. Тогда он будет знать, что ты берешь на себя ответственность за ошибки в домашней работе, и будет стараться помочь тебе, когда у тебя возникнут трудности.
•    Когда ты возвращаешься домой вовремя, я начинаю больше доверять тебе, и, возможно, буду чаще отпускать тебя по вечерам.
•    Если ты разрешишь детям играть со своими игрушками, они поделятся с тобой своими.
Иногда к эффективной похвале стоит добавить еще и награду. Когда вы особенно довольны по-ступком ребенка, или нее он добился в чем-то определенного успеха, можно вознаградить его за это, предоставив какую-то привилегию.
Вознаграждения бывают большими и маленькими — главное, чтобы их размеры соответ-ствовали поведению, которое вы хотите закрепить.

ПРИМЕРЫ

Давайте рассмотрим несколько примеров эффективной похвалы.
Ваш сын-подросток позвонил, чтобы сказать, где он находится, и предупредить, что он немного опоздает.
Шаг 1. Продемонстрируйте свое одобрение.
«Спасибо, что позвонил».
Шаг 2. Опишите положительное поведение.«Я рада, что ты сказал, где ты и почему опоздаешь».
Шаг 3. Объясните причину.
«Твой звонок означает, что ты внимателен ко мне и что я могу тебе доверять».
В этом случае ребенок будет точно знать, что он сделал хорошего, и почему это так важно. Таким образом вы увеличиваете вероятность, что в следующий раз, когда он задержится с друзьями, он поступит так же.
Вот еще два примера:
Шаг 1. Продемонстрируйте свое одобрение.
«Хорошо, Миша!»
Шаг 2. Опишите положительное поведение.
«Ты сам завязал ботинки».
Шаг 3. Объясните причину.
«Теперь тебе не придется ждать, пока я освобожусь и смогу это сделать для                    тебя. Мо-жешь
идти играть».
Другой пример:
Шаг 1. Продемонстрируйте свое одобрение.
«Молодчина, Женя».
Шаг 2. Опишите положительное поведение.
«Ты сделал уроки прежде, чем стал смотреть телевизор».
Шаг 3. Объясните причину.
«Теперь тебе не придется сидеть за книжками допоздна».
Шаг 4. Вознаграждение (этот шаг необязателен).
«Хочешь печенья, пока будешь смотреть фильм?»

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Иногда родители жалуются, что их похвалы никак не сказываются на поведении детей. Нередко причина кроется в том, что родители хвалят детей только по особым случаям, за какие-то выдающиеся свершения. Мы рекомендуем выражать одобрение даже по поводу незначительных дел. Если вы будете внимательны к самым маленьким достижениям своего ребенка, вы заметите в его поведении много положительных сдвигов. Кроме того, вы почувствуете, что ваши отношения с детьми стали лучше. И не стоит объяснять это простым совпадением — одобрение всегда приносит свои плоды.
Нас нередко спрашивают: «Зачем хвалить ребенка за то, что он и так должен делать?» На это мы задаем встречный вопрос: «А вам нравится, когда вы получаете одобрение даже за то, что входит в ваши обязанности?» Наши дети ничем не отличаются от нас — им тоже приятно слышать, что они сде-лали что-то хорошее.
Бывает, что родители постоянно хвалят своих детей, но им кажется, что для тех это не имеет никакого значения. Эти мамы и папы готовы хвалить ребенка за все подряд. В этом случае похвала не связана с положительным поведением ребенка. Одобрение обесценивается, если звучит постоянно и не зависит от того, сделал ребенок что-то хорошее или нет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективная похвала должна быть частой и должна иметь прямое отношение к поведению ребенка. Тогда она работает! Родителям нужно хвалить и поощрять очень конкретные вещи, которые делают их дети. Внимание к конкретным поступкам повышает вероятность того, что это поведение повторится.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

В народе говорят: «Легче предупредить, чем лечить». Эта мудрость годится и для воспитания. Профилактическое обучение — наша мера предосторожности. Вы наверняка уже прибегали к ней, ког-да показывали ребенку, как переходить дорогу, или просили запомнить, куда звонить в случае пожара. Профилактика предполагает обучение детей тому, что им может пригодиться в будущем.
Существует два типа ситуаций, в которых вы можете применить профилактическое обучение:
1. Когда ребенок узнает что-то новое.
2. Когда ребенку предстоит столкнуться с ситуацией, в которой у него уже были трудности.
В любом из случаев обращайтесь к профилактическому обучению до того, как ребенок столкнется с новой ситуацией или трудностью. Если, например, ваша дочка часто начинает спорить, когда вы просите ее закончить телефонный разговор, вы можете прибегнуть к профилактическому обучению до того, как она начинает звонить, и научить ее правильно реагировать на вашу просьбу. Не стоит заниматься профилактическим обучением, когда ребенок расстроен или после того, как он совер-шил проступок. Лучше всего это делать, когда он спокоен и внимателен.
В профилактическом обучении нет ничего сложного, но большинство родителей прибегают к нему реже, чем могли бы. Вот несколько ситуаций, в которых ребенок еще никогда не бывал, и к кото-рым его не мешает подготовить:
•    Ребенку предстоит конкурсный набор в школу.
•    Ему необходимо извиниться за драку.
•    Он впервые будет делать доклад в классе.
Ситуации, в которых ребенок уже оказывался раньше:
•    Он должен прервать игру, когда его зовут родители.
•    Он должен спокойно стоять и не просить конфет в магазине.
•    Ему необходимо твердо сказать «нет», когда ему предлагают алкоголь или наркотики.
Обучая ребенка правильно вести себя в подобных ситуациях, вы должны четко показать, чего вы от него хотите, понятным языком объяснить, почему, и заранее потренировать новый способ по-ведения.

ШАГИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Давайте на примере рассмотрим все шаги профилактического обучения.
1. Опишите, что вы хотите.
«Оля, когда я зову тебя обедать, дай знать, что ты меня слышишь, скажи: „Хорошо" или „Иду", и сразу же приходи».
2. Объясните причину.
«Если ты придешь сразу, у тебя еще останется время поиграть после обеда».
3. Потренируйтесь.
«Давай попробуем, как будто я тебя только что позвала. Что ты должна сделать? (Оля гово-рит:„Иду", и направляется на кухню.) Замечательно! Ну, а теперь беги играть. Не забудь придти, когда я тебя позову».
Давайте внимательно рассмотрим все шаги, чтобы понять, почему каждый из них так важен.
1. Опишите, что вы хотите.
Прежде чем сделать то, о чем вы просите, детям нужно понять, что от них требуется. Укажите конкретно, чего вы от них ждете. Убедитесь, что дети вас понимают.
2. Объясните причину.
Ребенок должен понять, почему он должен делать так, а не иначе, чем правильное поведение лучше неправильного. Легче всего ребенку понять причины, имеющие непосредственное отношение к нему самому. Если вы просто скажете: «Делай это, потому что я так сказал», это будет не объяснением, а приказом, и ребенок не сможет увидеть связи между своими действиями и пользой, которую они должны принести.
3. Потренируйтесь.
Между тем, что человек знает, и тем, что умеет — огромная разница. Любое новое знание требу-ет практики и тренировки. Вы можете рассказать своему сыну, как кататься на велосипеде, но это не значит, что он сразу же сядет и поедет. Точно так же вы можете объяснить дочке, как отделаться от забияки в классе, но она быстрее добьется успеха, если у нее будет возможность поупражняться в том, что следует говорить и делать в подобной ситуации. Практика необходима в любом деле.
Детям не всегда хочется упражняться, особенно, если речь идет о каком-то совсем незнакомом деле. Однако тренировка необходима, чтобы преодолеть неловкость в незнакомой ситуации и почув-ствовать уверенность в собственных силах. Подбадривайте ребенка и побольше хвалите, когда он будет осваивать новые навыки.
Упражняясь в чем-то с маленькими детьми, старайтесь, чтобы это обучение было реалистичным и доставляло им радость. Малышам нравится придумывать новые ситуации и играть в них разные роли. Если ваш ребенок постарше, привлечь его к практике будет не так легко. Попробуйте обратиться к нему с такими словами: «Ну-ка, покажи, как ты собираешься справиться с такой-то ситуацией...», или «Хорошо, а что ты скажешь, если...» Это позволит старшим детям показать свои способности, не чувствуя, что их считают маленькими.
После того, как ребенок попробовал свои силы в новом деле, похвалите его за то, что у него по-лучилось хорошо, и постарайтесь, чтобы он поупражнялся в том, что не совсем вышло. Не ждите, что все получится с первого раза.
Если вы тренируете сложный навык или проигрываете непростую ситуацию, вроде того, как сказать «нет», когда ровесники подбивают ребенка попробовать наркотики, обратите его внимание на то, что вы рассматриваете возможные способы реакции на ситуацию. Объясните, что в реальной жизни результат не всегда может быть таким, как вы ожидаете. Вы не можете обеспечить ребенку решение всех проблем, вы можете лишь повысить его шансы на успех.
Поупражнявшись в новом навыке несколько раз, вам останется лишь время от времени напоминать о нем ребенку. Вы обучили дочь не выходить из себя во время конфликтов с друзьями. Теперь, перед тем как она отправится играть, вы говорите: «Аня, помнишь, как мы с тобой тренировались? Держи себя в руках, ничего не говори, просто сделай несколько глубоких вдохов и выдохов, а потом, если это будет необходимо, уйди».

ПРИМЕРЫ:

Давайте рассмотрим еще несколько примеров профилактического обучения.
Каждый раз, когда четырехлетняя Маша бывает не согласна с решением родителей, она начинает кричать и закатывает настоящую истерику. Мама решает научить ее вести себя спокойно.
1. Опишите, что вы хотите.
«Маша, когда я тебе чего-то не разрешаю, ты начинаешь спорить, кричать, разбрасывать иг-рушки. Вместо того, чтобы ссориться со мной, когда ты сердишься, я хочу, чтобы ты играла со мной в такую игру: ты сделаешь вид, что задуваешь свечи, и будешь вот так дышать». (Мама показывает Маше, как делать глубокие вдохи и выдыхать воздух так, как будто задуваешь свечи.)
2. Объясните причину.
«Когда ты сделаешь вид, что задуваешь свечи, я пойму, что ты сердишься, но у тебя не будет неприятностей, как если бы ты кричала и топала ногами. А потом, когда ты задуешь все свечи, мы поговорим о том, что тебя так расстроило, хорошо?»
3. Потренируйтесь.
«Теперь давай поиграем, как будто ты сердишься, потому что я не дала тебе конфету. Покажи, как ты будешь задувать свечи, чтобы я поняла, как ты расстроена». (Маша три раза набирает воздух и дует на воображаемые свечи.) «Замечательно! Теперь, когда почувствуешь, что сердишься, сразу начинай задувать свечи. А после мы поговорим о том, что тебе не понравилось».


Еще один пример:

Максим первый раз в жизни идет с девочкой на дискотеку. Его папа хочет научить сына, как правильно себя вести и как, открыв дверь, пропускать даму вперед.
1. Опишите, что вы хотите.
«Послушай, Максим, прежде чем ты пойдешь с Леной на дискотеку, мне нужно тебе кое-что ска-зать. Во-первых, мне бы хотелось, чтобы ты представился ее маме. Поздоровайся и скажи что-нибудь вроде: «„Здравствуйте, я Максим. Приятно познакомиться". А потом, открыв дверь, обязательно пропу-сти Лену вперед, хорошо?» Максим: «Да ладно, папа. Я не понимаю, почему ты так волнуешься. Все будет нормально».
2. Объясните причину.
«Если ты понравишься Лениной маме, в следующий раз она снова отпустит Лену с тобой на тан-цы. А если будешь вежливо вести себя с Леной, она согласится пойти с тобой еще раз».
3. Потренируйтесь.
«Давай, как будто я Ленина мама. Я открываю дверь, а ты поздоровайся и представься. Не забудь смотреть на меня». (Максим здоровается и представляется.)
«Отлично! А теперь я — Лена. Покажи, как ты будешь держать для меня дверь». (Максим от-крывает и придерживает дверь.) «Замечательно, Максим! Уверен, ты произведешь впечатление на Лену и ее маму».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Профилактическое обучение принесет пользу и детям, и родителям. Дети почувствуют себя бо-лее уверенно, увидев, что они могут научиться изменять свое поведение и быть более успешными. И, что еще важнее, профилактическое обучение позволит вам и вашему ребенку вместе идти к намеченной цели.

ЧЕТКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Когда мы спрашиваем родителей, что привело их на наши курсы, они часто говорят о своем желании меньше конфликтовать с детьми. Они не хотят, к примеру, чтобы ребенок устраивал скандалы каждый раз, когда его просят убрать в комнате, а хотят, чтобы вместо этого он говорил «хорошо» и беспрекословно все выполнял. Ключевое выражение «чтобы он делал то и не делал этого» отражает чаянья большинства родителей. В этой главе мы поговорим о родительских надеждах и ожиданиях, о том, как их вырабатыватъ и прояснять, а также о том, что необходимо предпринять, чтобы ребенок им соответствовал.
Вырабатывая четкие требования, необходимо прежде всего определить те из них, которые уже сформировались в вашей семье. Рассмотрев многообразные требования, о которых сообщали нам родители, мы разбили их на пять основных групп. Воспользуйтесь составленным нами списком и оп-ределите, чего ожидаете вы от своего ребенка.
•    Прежде всего, существуют социальные требования. Сюда входят такие навыки обще-ния,как умение ладить с окружающими, здороваться и поддерживать разговор, следовать указаниям ро-дителей.
•    Во-вторых, существуют требования и ожидания относительно успехов и поведения ребенка в школе: выполнение домашних заданий, уважительное отношение к учителям и школьной ад-министрации, следование школьным правилам.
•    В-третьих, у родителей существуют представления о том, каковы должны быть домашние обязанности ребенка. Сюда входят уборка в детской комнате, участие в приготовлении еды, мытье посуды и другие виды домашней работы.
•    В четвертых, родители ждут от ребенка опрятного внешнего вида и соблюдения правил личной гигиены: он должен мыться, быть аккуратным, убирать за собой средства личной гигиены и т. д.
•    И наконец, есть требования, имеющие отношение к духовным и моральным нормам: говорить правду, не красть, уважать старших, помогать близким.
Попробуйте на листе бумаги составить список ваших ожиданий и требований, которым должен удовлетворять ваш ребенок.
Теперь, глядя на то, что у вас получилось, спросите себя: «Соответствуют ли эти требования возрасту, способностям и возможностям моего ребенка?»

РАЗУМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ:

Возраст ребенка накладывает ограничения на то, что мы можем ожидать от него. Совершенно естественно предположить, например, что шестилетний ребенок сможет накрыть на стол. Его, конечно, придется научить этому и иногда в чем-то помочь, но такое требование вполне соответствует возрасту. Однако было бы ошибкой надеяться, что этот же ребенок сможет сам приготовить еду.
Как отличить оправданные ожидания от неоправданных? Если на все три приведенных ниже вопроса вы ответите утвердительно, скорее всего, ваши ожидания оправданы.
1. Обучали ли вы ребенка навыкам, необходимым для выполнения данного вида деятельности?
В этой книге рассказывается, как использовать профилактическое обучение для того, чтобы ребенок смог успешно справиться с поставленными задачами. Было бы в высшей степени неразумно предполагать, что он сумеет сделать что-то, чему вы его не учили.
2. В состоянии ли ваши дети понять, чего от них ждут?
Проверить, понимает ли ребенок, в чем состоят ваши требования, можно, попросив его повторить собственными словами то, что вы ему объяснили. Вполне вероятно, к примеру, что ваш шестилетка сможет рассказать, как ставить на стол тарелки и раскладывать столовые приборы. Он не обязан повторять все слово в слово, но его описание покажет, насколько ребенку ясно, чего от него ждут.
3. Могут ли дети продемонстрировать то, что от них требуется?
Попросите ребенка сделать то, чему вы его только что научили. Если у него это более или менее получится, значит, ваши ожидания правомочны и соответствуют детским возможностям.
Вот некоторые требования, выполнение которых родители вправе ожидать от детей младшего возраста:
•     Когда ты приходишь домой, не бросай одежду, а вешай ее на вешалку и переодевай обувь. Только после этого ты можешь перекусить.
•     После обеда каждый убирает свою тарелку в раковину и только после этого получает сладкое.
•    Ты ложишься спать в 21.30, но начинаешь готовиться ко сну с 20.30. Если в 21.00 ты будешь в кровати, у нас останется 30 минут, чтобы почитать.
•    Не включай без разрешения телевизор.

Вот несколько примеров требований для более старших детей:
•    Когда ты закончишь уроки и проверишь их, можешь посмотреть телевизор или позвонить друзьям.
•    Если в течение всей недели ты будешь что-нибудь читать хотя бы по часу, в пятницу или субботу вечером ты сможешь куда-нибудь пойти с друзьями.
•    Ты можешь говорить по телефону не более четырех раз в день и каждый раз не дольше 15-ти минут. Все телефонные разговоры должны заканчиваться до 10 часов вечера.
•    Прежде чем спрашивать, можно ли тебе куда-нибудь пойти, приготовь уроки и выполни все домашние обязанности.
•    Если ты не согласен, выражай свое несогласие спокойно, без криков. Тогда мы сможем тебя выслушать. Каждый раз, когда ты будешь скандалить, у тебя на гуляние будет оставаться как ми-нимум на 15 минут меньше.
•    Если ты куда-то собрался, сообщи, куда и с кем ты идешь, что собираешься делать и когда вернешься.

КАК УСТАНОВИТЬ ЧЕТКИЕ ТРЕБОВАНИЯ:

Предъявляя к детям требования, помните, что необходимо обращать внимание на то, что вы говорите, и на то, что делаете.
Сначала о том, что вы говорите. Детям понятнее, когда им говорят не то, чего не следует де-лать, а то, что они должны делать. Если же все-таки вы начинаете с «не», обязательно добавьте, что, по вашему мнению, следует делать в описываемой ситуации. Тогда ребенку легче будет понять, чего именно от него хотят. Говоря своей четырехлетней дочке: «Не рисуй на стенах», непременно добавьте: «Если тебе захочется порисовать, попроси у меня бумагу и сядь рисовать за стол».
 
Вот еще пара примеров того, как одно и то же требование можно выразить с помощью «чего не делать» и «что делать»:
Не делать: «Когда я прошу тебя помочь с уборкой, пожалуйста, не препирайся и не закатывай глаза».
Делать: «Когда я прошу тебя помочь с уборкой, скажи „Хорошо" и сразу берись за дело».
Не делать: «Я не хочу, чтобы ты отбирал это у сестры».
Делать: «Если тебе хочется чего-то, что есть у сестры, попроси ее с тобой поделиться».
Теперь о том, что вы делаете. Хвалите за поведение, соответствующее вашим ожиданиям и исправляйте поведение, не отвечающее им. Будьте последовательны. Например, если дети начинают спорить с вами после того, как вы сказали «нет», поправляйте их каждый раз, как они это делают. Если вы будете делать это время от времени, им будет трудно понять суть ваших требований.
Помните, что ваше поведение должно соответствовать тому, что вы требуете от детей. Если вы хотите, чтобы дети вели себя спокойно, когда у вас возникают разногласия, подайте им пример и тоже не выходите из себя.
И еще одно замечание по поводу требований. В некоторых семьях родители придерживаются разных точек зрения относительно того, что должен делать ребенок. Кто-то из них считает, что другой или слишком строг, или слишком мягок. В этом случае родителям необходимо научиться приходить к согласию, и прежде всего, договориться о том, чтобы никогда не спорить на глазах у детей. В конце концов, выра-ботка четких требований принесет пользу всей семье.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И РЕЖИМ ДНЯ:

Трудно переоценить роль, которую играет в воспитании последовательность. Последовательность помогает детям понять, что от них требуют и что они могут ожидать от родителей и окружающих.
Мы вовсе не считаем, что в каждой семье должно быть жесткое расписание того, что и когда сле-дует делать, однако желательно, чтобы некоторые действия стали ежедневной привычкой. Так, в одной семье, состоящей из мамы и двоих детей, такой привычкой стало устраивать по воскресеньям большую стирку, а вечером всем вместе раскладывать чистое белье и смотреть телевизор.
В другой семье родители взяли за правило укладывать своих маленьких детей спать в восемь вечера в определенной последовательности. Сначала выключается телевизор, затем дети переодеваются и чистят зубы, потом им читают одну-две истории, они последний раз бегут в туалет, забираются в кровать, и в самом конце их ждет колыбельная песня. Конечно, иногда в этом порядке что-то нарушается — звонит телефон, или происходит еще что-нибудь непредвиденное — но это скорее исключение. Как правило, дети знают, что вечером кто-нибудь из родителей обязательно побудет с ними, и такой порядок значительно облегчает укладывание в кровать.
Дети любят порядок. Он помогает им учиться ответственности. Благодаря режиму дня ребенку легче понять, что и когда он должен делать. Последовательность и режим дня помогают детям и родителям предотвратить многие проблемы.