Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Приморская средняя школа имени Героя Советского Союза М.А. Юшкова"
"Сайт перешел на новый адрес https://primorsk.krskschool.ru "

Главная » Урок "Имя числительное как часть речи"

Пивинская АллаАнатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ Приморской СОШ,

I квалификационная категория.

Январь 2018 года

 

Урок русского языка

2 класс

Система РО Л.В. Занкова

 

Тема. Имя числительное как часть речи.

 

Цель: организация учебной деятельности обучающихся для формирования умения выделять имя числительное как часть речи.

 

Планируемые результаты:

УУД:

*личностные:

- проявлять интерес к предметно-исследовательской деятельности;

метапредметные:

*регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

*познавательные:

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

*коммуникативные:

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению.

 

Предметное УД:
выделять имя числительное в речи и текстах.

 

Ход урока

 

I. Создание психологического настроя на работу.

- Прозвенел звонок весёлый.

Все работать мы готовы.

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

- Откройте тетради, запишите дату и нарисуйте смайлик настроения. Надеюсь, у всех хорошее настроение, и у нас всё получится.

 

II. Актуализация опорных знаний.

- Возьмите карточки.

- Что скажете? (Что это за карточки?) (для взаимотренажа)

- Начинайте работу.

- С какими словами работали? (со словами из словаря)

- К какой части речи относятся эти слова? (имя существительное)

- Какая часть речи называется существительным? (имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

 

III. Постановка учебной задачи.

- Никто не заметил лишнего слова? (один)

- Почему оно лишнее? (не обозначает предмет; не отвечает на вопросы кто? что?)

- Но это слово является какой-то частью речи? (да)

- Почему? (в русском языке любое слово является частью речи)

- И к какой части речи относится это слово? (не знаем; …)

- Попробуйте поставить перед собой учебную задачу (понять, к какой части речи относится слово «один»; понять какая ещё существует часть речи)

- И всё? (да; нет, ещё отличать новую часть речи от тех, которые уже знаем)

 

IV. Организация учебной деятельности для открытия новой части речи.

1. Определение значений имени числительного.

а) - Что вы запишете в тетрадь по математике, если я попрошу вас записать «один»? (число 1; цифру 1)

- Что записали с помощью цифры «1»? (число)

 

на доске карточка «число»

 

б) – Рассмотрите слайд (№2). Что скажете? (текст; стихотворение – столбик, рифма; о рыбе…)

- Прочитайте стихотворение.

- Не встретились ли вам непонятные слова? (осетра, чебак)

- Слайд №3: осётр.

- Слайд №4: щука, чебак.

- Предложите задания (списать, …)

- А я предлагаю записать слуг осетра. Запишите с красной строки в строчку через запятую.

- Проверьте по контрольному слайду (слайд №5). Отметьте + или – верность выполнения задания.

- А теперь найдите общее количество слуг и запишите на следующей строке. Проверьте по контрольному слайду.              Слайд №5.

Отметьте + или – верность выполнения задания.

- Количество щучек и чебаков – это тоже числа? Подчеркните эти слова. Что они обозначают? (количество)

- Количество чего? (щучек, чебаков)

- А как одним словом назвать щук, чебаков, столы, …? (предметы)

- Значит, эти наши новые слова обозначают количество предметов? (да)

 

на доске карточка «количество предметов»

 

в) – Рассмотрите слайд №6. Что скажете? (предложение)

- Выпишите из него слово, относящееся к новой части речи. (третий)

- Что обозначает это слово? (не знаем; порядок)

 

на доске карточка «порядок предметов при счёте»

 

- Слайд №7:

- Итак, слова нашей новой части речи обозначают число, количество предметов и порядок предметов при счёте.

2. Составление правила.

- Как может называться эта часть речи? (………………….)

- А где мы можем убедиться в верности наших предположений? (в учебнике)

- Откройте учебники на с.104. Прочитайте правило. Насколько точно вы составили правило? (………………………..)

- А насколько точно подобрали название части речи? (………………)

- Что-то не так? (не написано, на какие вопросы отвечает)

- А вы можете сказать? (сколько, какой по счёту)

 

IV. Первичное закрепление.

- Слайд №8 (открывается постепенно):

- Итак, какую часть речи вы открыли для себя? (имя числительное)

 

На доске карточка: Тема. Имя числительное.

 

- Это самостоятельная или служебная част речи? (самостоятельная)

- Почему? (потому что она не служит другим частям речи, а что-то обозначает; …)

- Что обозначает эта часть речи? (число, количество предметов и порядок предметов при счёте)

- На какие вопросы отвечает? (сколько? какой (который) по счёту?)

- А где мы встречаемся с этой частью речи очень часто? (на уроках математики и в жизни)

- Нарисуйте шкалу и поставьте отметку, насколько вы поняли, какую часть речи открыли.

V. Включение нового знания в систему знаний.

-  А сейчас вы поработаете в группах.

- Повторите правила работы в группе (выбрать того, кто будет читать, писать, говорить, договариваться, говорит каждый, слушать каждого, обсуждать, советоваться)

- Прочитайте задание (выписать из предложений имена числительные в сочетании с существительными)

 

Листы для работы в группах; карточки с предложениями для каждого.

 

- Кто может объяснить, что вы будете делать?

- Не забудьте записать свои фамилии.

- Представьте результат работы.

- Объясните своё решение.

- Вывод.

 

VI. Подведение итогов урока.

- Какую часть речи открыли?

- Что обозначает имя числительное?

- На какие вопросы отвечает?

 

VIII. Рефлексия.

- Какую учебную задачу ставили? (понять, к какой части речи относится слово «один»; понять, существуют ли ещё части речи)

- Я правильно подведу итог, если скажу, что мы хотели открыть новую часть речи? (да)

- Кто открыл?

- Кто нет?

- Нарисуйте шкалу и поставьте отметку, оцените свою работу на уроке.

- Нарисуйте смайлик настроения. У кого он улыбается? У кого нет?

- Всем спасибо за работу.

 

VII. Д.З.

- Предложите домашнее задание (с.104, выучить правило наизусть, учесть то, что дополнили мы о вопросах к имени числительному)

- А я предлагаю ещё выполнить упр.214 на с. 107