Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Приморская средняя школа имени Героя Советского Союза М.А. Юшкова"
"Сайт перешел на новый адрес https://primorsk.krskschool.ru "

Главная » «Синквейн как один из приёмов формирования умения обобщать»

Пивинская А.А.,

учитель начальных классов МБОУ Приморской СОШ

Балахтинского района Красноярского края,

высшая квалификационная категория.

Июль 2018 года.

Мастер-класс

«Синквейн как один из приёмов формирования умения обобщать»

Вашему вниманию представлены материалы мастер-класса по теме «Синквейн как один из приёмов формирования умения обобщать».

Целью мастер-класса была организация деятельности участников для открытия приёма написания синквейна как одного из приёмов формирования умения обобщать.

Деятельность педагогов была организована в деятельностном залоге.

Сначала в первой, практической, части мастер-класса участники мероприятия попробовали свои силы в написании синквейнов и попытались объяснить смысл и назначение приёма написания синквейна.

Затем во второй, теоретической, части мастер-класса педагогам была представлена методологическая основа приёма написания синквейна как одного из приёмов формирования познавательного универсального учебного действия – умения обобщать.

Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. Синквейн был придуман в начале XX века американской поэтессой Аделаидой Крэпси. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на подсчёте слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный синквейн имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.

У синквейна много разновидностей, но в школе применяется дидактический синквейн.

Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах, в 1997 года он стал применяться в России. Его отличие от всех других видов синквейна в том, что он основан не на подсчёте слогов, а на смысловой заданности каждой строчки. Пример дидактического синквейна:

Синквейн.

Необычный, интересный.

Развивает, обогащает, обобщает.

Эффективный метод развития образной речи.

Заинтересовал!

Это пример традиционного дидактического синквейна.

Как составить такой синквейн? Правила написания синквейна таковы:

- на первой строчке записывается одно слово, существительное (может быть использовано местоимение); это и есть тема синквейна;

- на второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

- на третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна;

- на четвертой строчке размещается целая фраза; это может быть крылатое выражение, цитата или составленное обучающимися предложение в контексте темы;

- пятая строчка – это слово-синоним, отношение к данной теме, чувство или сравнение; своего рода резюме (любая часть речи).

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.

При этом в дидактическом синквейне можно отступать от правил, например, главная тема или резюме может формулироваться не одним словом, а словосочетанием, фраза может состоять из трех-пяти слов, а действия – описываться составными сказуемыми.

Кроме традиционного дидактического синквейна, на мастер-классе были представлены и другие виды дидактических синквейнов. Например, обратный дидактический синквейн – это пятистрочная форма с обратной последовательностью стихов, от пятой строчки к первой:

Здóрово!

Технология деятельностного метода обучения способствует развитию УУД младших школьников.

Формирует, побуждает, совершенствует.

Новая, действенная.

Педтехнология

А вот пример зеркального дидактического синквейна:

Синквейн

Непонятный, сложный.

Заставляет, напрягает, включает.

Зеркальный синквейн составить достаточно трудно.

Нелегко!

Устали!

Но составили зеркальный синквейн.

Помогает, развивает, улучшает.

Интересный, увлекательный.

Синквейн

Зеркальный дидактический синквейн представляет собой стихотворную форму из двух пятистрочных строф, где первая строфа – это традиционный синквейн, а вторая – обратный.

Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал.

Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.

Синквейн – это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, ещё до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.

На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн – это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.

А можно использовать этот приём на стадии рефлексии. Мысль, переведённая в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

Кроме того, невозможно переоценить эффективность и значимость синквейна:

• простота: синквейн могут составить все;

• возможность для каждого ребенка при составлении синквейна реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности;

• синквейн является игровым приёмом;

• составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу;

• составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Чтобы научить писать синквейн учеников, в первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведённое на данную работу.

Составление синквейна – это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов – литературы, истории. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный прием и на уроках химии, физики.

Например:

Кислород.

Газообразный, бесцветный.

Окисляет, оживляет, поджигает.

Вокруг кислорода вращается вся земная химия.

Жизнь.

В третьей, рефлексивной, части мастер-класса педагоги пришли к выводу, что каждый может применять этот приём для формирования таких познавательных УУД, как умение находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях, то есть обобщать.