Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе
Практически любой учитель скажет, что начало пятого клас¬са — сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограни¬чиваются рамками учебного процесса, но связаны и с орга¬низацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа — сложный и своеобразный «организм», но многие трудности, переживаемые учениками в этот период, похожи. Так, в боль¬шинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в шко¬ле стало сложнее, потому что:
• очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
• непривычное расписание (новый режим);
• много новых кабинетов, которые неизвестно как рас¬положены;
• новые дети в классе (или я сам в новом классе);
• новый классный руководитель;
• в средней школе мы снова — самые маленькие, а в начальной были уже большими;
• проблемы со старшеклассниками (например, в столовой или в туалетной комнате).
Для современного пятиклассника, приходящего в школу первого сентября, зачастую все оказывается новым: учителя, иногда и одноклассники, и даже обучение — предметное.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не толь¬ко от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в роди¬тельских анкетах наиболее часто указываются:
• возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать;
• возросший объем работы, как на уроке, так и дома;
• новые, непривычные требования к оформлению работ;
• необходимость самостоятельно находить дополни¬тельную литературу и работать с ней.
По данным психологов ситуация адаптации вызывает у мно¬гих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Напри¬мер, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окру¬жающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружаю¬щих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Дети очень спо¬собные живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, ан¬глийским языком, информатикой, и может быть, поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая.
Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу нега¬тивных оценок или их ожидания.
Серьезной проблемой для пятиклассника является и смена классного руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адек¬ватных отношений с педагогами. Принятие классных и школь¬ных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей также с помощью классно¬го руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто не¬достаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом слу¬чае для них также очень важна поддержка классного руко¬водителя. Компетентность классного руководителя в вопро¬сах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать кон¬такт и общаться с детьми — одно из главных условий успеш¬ной адаптации детей.
Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возника¬ют у детей (в той или иной степени) в первые месяцы обуче¬ния как в начальной, так и в средней, и в старшей школе. Каждый такой переходный период обладает своей специфи¬кой, связанной в первую очередь с психологическим своеоб¬разием возраста.
Возрастные психологические особенности пятиклассников
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологи¬чески этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования млад¬шего подростка.
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь — от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме — стремлении противо¬стоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм — первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уни¬кальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверитель¬но-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе проис¬ходит моделирование социальных взаимоотношений, усваи¬ваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нрав¬ственные ценности. Познание. Другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собст¬венные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Та¬ким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способ¬ности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно вли¬яет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способ¬ности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоцио¬нального благополучия подростка. В противоположном слу¬чае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертат¬ного возраста (рассогласование темпов роста и развития раз¬личных функциональных систем и т.п.), можно понять и край¬нюю эмоциональную нестабильность подростков.
Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года
Все эти психологические особенности постепенно начинают проявляться как раз в возрасте 10—11 лет — при переходе в среднюю школу, достигая пика к 13—14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие педагогов просто необходимо. Оно может быть самым разным.
Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребенка. Однако если легкое волнение перед выполнением задания или отве¬том у доски способствует мобилизации ребенка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов рабо¬ты или к отказу от выполнения задания и отрицательно вли¬яет на успеваемость. Поэтому очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми.
Следует вы¬работать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать тре¬бования учителей-предметников.
Особое внимание нужно уделить формированию правильно¬го отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала. Как уже отмечалось, именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкреп¬ляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, — одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям дол¬жна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить воз¬можные трудности, обучить конструктивным способам пове¬дения в них.
Можно облегчить участь «пятиклашек» некоторыми чисто организационными мерами.
Меры, облегчающие знакомство
детей друг с другом и учителей с детьми:
1. Дети не знают имен учителей — на протяжении первой четверти, приходя на урок, учитель может надевать визит¬ку, на которой крупными буквами написано его имя и отчество.
2. Дети не знают по именам новых учеников — на первой неделе классному руководителю надо познакомить класс с новичками в неформальной обстановке. Можно органи¬зовать какую-нибудь совместную деятельность.
3. Классному руководителю следует встретиться с «новень¬кими» до первого сентября.
Меры, способствующие организации работы в классе:
1. Учителю, который принимает пятый класс после выпуск¬ного, следует провести подготовительную работу «пере-ключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними.
2. Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родите¬лей с программой и требованиями по предмету.
3. Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам.
4. Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям.
Меры, способствующие снижению тревожности у детей
1. В течение первой недели учебного года можно провести экскурсию по школе, показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений.
2. Классный руководитель должен составить список правил для дежурных и ознакомить с ним всех учеников.
3. Категорически запрещается задерживать детей после звон¬ка на перемену.
4. Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:
а) обязательные дисциплинарные требования (правила):
• здороваемся стоя;
• не перебивать ни учителя, ни ученика;
• поднятая рука — сигнал о вопросе или ответе;
• опоздания не допускаются;
б) организация учебного процесса:
• наличие необходимых учебных пособий;
• соблюдение правил оформления тетрадей (наличие
полей, запись даты и т.д.);
в) отношения между детьми; между учителем и ребенком:
• проявлять уважение друг к другу;
• звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п.
5. Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник — для записи домашнего задания и (или) выставления оценок? Обязательно надо рассказать детям о требованиях к ведению дневника, о том, кто ставит оценки в дневник — классный руководитель или учитель-пред¬метник.
6. Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождений одноклассников, именах и от¬чествах их родителей.
7. Можно подготовить и провести в первые дни учебного года специальные мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные часы и т.п.), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса.