для обеспечения эмоционального взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса (учениками, коллегами и родителями) (по В.А.Кан-Калику)
Рекомендации по коммуникативной подготовке к уроку:
-
вспомните конкретный класс, в котором предстоит давать урок;
-
попытайтесь восстановить в своей коммуникативной памяти опыт общения с данным коллективом, стремитесь положительные ощущения от общения с классом и блокировать отрицательные;
-
вспомните, какой тип общения свойственен вам в данном классе, возможен ли он на этом уроке, вписывается ли в него;
-
попытайтесь представить восприятие классом вас и материала урока;
-
соотнесите присущий вам стиль общения и сложившийся тип взаимоотношения с классом, с задачами урока, попытайтесь добиться их единства.
Рекомендации по анализу процесса общения:
-
попытайтесь определить причины своих педагогических ошибок:
а) непонимание психологической ситуации и настроя партнеров по общению;
б) «перескакивание» через некоторые обязательные этапы общения;
в) недостаточная саморегуляция в общении;
г) подмена задач общения только лишь задачами педагогическими;
д) несоответствие предложенного вами стиля общения сложившемуся уровню взаимоотношений, атмосфере в классе, вашей собственной индивидуальности;
е) механическое копирование стиля общения коллег;
ж) недостаточное владение учебным материалом;
з) психологические барьеры;
-
постарайтесь определить, какие закономерности общения были вами нарушены;
-
попытайтесь мысленно создать идеальную модель общения с этим классом;
-
продумайте ситуацию будущего общения с этим классом.
-
используйте варианты рефлексивныхвопросов для учащихся
-На этом уроке Я научился………………………..
- На этом уроке Я узнал, что…………………………..
- На этом уроке Я нашел подтверждение тому, что…
- На этом уроке Я был удивлен тем, что …
- На этом уроке мне понравилось, что…………………………
- На этом уроке Я был разочарован тем, что………………….
- На этом уроке самым важным для меня было…
- На этом уроке Я похвалил бы себя за ……………………
- На этом уроке мне удалось…………………..
- На этом уроке я сумел……………………
Рекомендации по взаимоотношениям с коллегами:
-
будьте доброжелательны в отношении к другим членам педагогического коллектива;
-
подходите к своим коллегам с оптимистической гипотезой, ищите то, что вас сближает;
-
стремитесь к сотрудничеству, постоянно настраивайтесь на желание совместной творческой деятельности;
-
стремитесь на опыте ваших коллег найти то, что представляется вам наиболее ценным, интересным, полезным, не сосредотачивайте свое внимание лишь на недостатках;
-
ищите общие «профессиональные знаменатели» в работе с другими представителями педагогического коллектива, это поможет в работе.
Рекомендации по анализу собственной речи:
-
в речи не должны присутствовать слова-паразиты;
-
способность точно строить высказывание, не отвлекаясь от главных мыслей;
-
следите за темпом речи, от него зависит эффективность усвоения знаний;
-
обратите особое внимание на интонирование, верно расставленные интонационные акценты влияют на качество восприятия информации, общий психологический микроклимат урока;
- исключите из своей речи окрик, резкие интонации, которые негативно влияют на школьников, дестабилизируют их, вызывают эмоциональный дискомфорт.
Рекомендации по построению своих взаимоотношений с трудными школьниками:
-
трудный школьник является следствием психологической или педагогической запущенности, возможной физиологической патологии;
-
он находится под давлением негативных стереотипов, которые сформированы другими учителями, школьниками, родителями;
-
необходимо подходить к трудному школьнику с оптимистической гипотезой; здесь особенно важны доверительность, умение передать, что понимаешь его внутреннее психическое состояние, сложности жизни;
-
нельзя механически навязывать ребенку ту или иную позицию, необходимо выходить на нее через изменение отношения школьника к ней;
-
необходимо изменить систему межличностного взаимодействия школьника с негативным окружением и наладить систему его психологических контактов со школьным коллективом;
- следует настойчиво искать не только деловых, но и непосредственных личностных контактов с трудным ребенком; в этом случае педагогическое взаимодействие обогатится системой живых человеческих переживаний.
Рекомендации по общению с неконтактными учащимися:
-
избегайте в процессе общения с учащимися тупиковых ситуаций, выявляйте причины их возникновения;
-
ищите пути преодоления ситуаций, когда во взаимодействии с детьми возникают «пустоты»;
- стремитесь наладить контакт со всеми учащимися.
Рекомендации по определению психологической атмосферы в классе:
-
уметь наблюдать за детьми;
-
воспринимайте выражение глаз ребят, их мимику, экспрессию;
-
обращайте внимание на все детали поведения ребят, их настроение;
-
будьте пластичным и оперативным в своих реакциях на поведение класса;
-
учитесь сопоставлять сегодняшнюю психологическую атмосферу в классе со вчерашней, искать общий психологический знаменатель класса.
- используйте климатический круг для определения эмоционального климата в классе
Список музыкальных произведений, которые можно использовать на разных этапах урока
-
Начало урока (для активизации настроения)
Композитор |
Название |
Время |
---|---|---|
А. Марчелло В. Моцарт |
Концерт для гобоя + Концерт 24 |
3:02
|
М. Глинка А. Моцарт |
Прощание + Концерт 24 |
1:33
|
Ф. Шуберт |
Баркарола |
1:29
|
Ф. Шопен |
Ноктюрн до-диез минор +вальс до-диез минор |
1:19 |
Ф. Шопен |
Прелюдия ля мажор |
0:31 |
Ф. Шопен |
Ноктюрн ми-бемоль мажор |
3:03 |
Н. Паганини |
2-ой Концерт для скрипки |
1:18 |
Н. Паганини |
2-ой Концерт Рондо |
5:51 |
-
Середина урока (для отработки навыков, выполнения алгоритмов, работа с текстом, выполнение упражнений, для пауз-расслаблений и др.)
Композитор |
Название |
Время |
---|---|---|
А. Моцарт |
Концерт 24 (2 часть) |
6:01 |
И.Бах |
Ария оркестровая сюита №3 ре-мажор |
4:08 |
И. Бах |
Чакона из партитуры ре-минор скрипка соло |
3:07 |
И. Бах |
Кантата 208 оркестр |
2:39 |
И. Бах |
Концерт №3 для струнных и клавесина ре-мажор |
4:47 |
Л. Бетховен |
К Элизе |
4:27 |
П. Чайковский |
1 концерт (2 часть) |
6:04 |
П. Чайковский |
Подснежник |
3:29 |
Ф. Шопен |
Ноктюрн ми-бемоль-мажор |
3:48 |
Ф. Шопен |
1 концерт (2 часть) |
5:28 |
Ф. Шопен |
2 концерт (2 часть) |
6:25 |
А. Рубинштейн |
Мелодия |
4:20 |
Р. Клаудерман |
Лунная дорога |
3:55 |
Р. Клаудерман |
Грезы любви |
3:22 |
Ф. Гойя |
Монастырский сад |
4:34 |
Ф. Гойя |
Голубая луна |
3:15 |
Ф.Паппети |
Мой путь |
4:34 |
3.Конец урока (подведение итогов, для сосредоточения внимания)
Композитор |
Название |
Время |
---|---|---|
И. Бах |
Шутка |
1:24 |
Ж.Оффенбах |
Баркарола |
3:06 |
А. Моцарт |
Концерт для валторн (финал) |
3:47 |
П. Чайковский |
1 концерт (1 часть) |
3:11 |
И. Штраус |
Весенние голоса |
7:40 |
Ф. Шуберт |
Серенада |
4:48 |
Ф.Крейслер |
Грезы любви |
3:24 |
Группа Зеленые Рукава |
Колыбельная |
3:14 |
(по В.А.Кан-Калику)