Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Приморская средняя школа имени Героя Советского Союза М.А. Юшкова"
"Сайт перешел на новый адрес https://primorsk.krskschool.ru "

Главная » Рекомендации учителю

для обеспечения эмоционального взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса  (учениками, коллегами и родителями) (по В.А.Кан-Калику)

 

Рекомендации по коммуникативной подготовке к уроку:

  • вспомните конкретный класс, в котором предстоит давать урок;

  • попытайтесь восстановить в своей коммуникативной памяти опыт общения с данным коллективом, стремитесь положительные ощущения от общения с классом и блокировать отрицательные;

  • вспомните, какой тип общения свойственен вам в данном классе, возможен ли он на этом уроке, вписывается ли в него;

  • попытайтесь представить восприятие классом вас и материала урока;

  • соотнесите присущий вам стиль общения и сложившийся тип взаимоотношения с классом, с задачами урока, попытайтесь добиться их единства.

Рекомендации по анализу процесса общения:

  • попытайтесь определить причины своих педагогических ошибок:

    а) непонимание психологической ситуации и настроя партнеров по общению;

    б) «перескакивание» через некоторые обязательные этапы общения;

    в) недостаточная саморегуляция в общении;

    г) подмена задач общения только лишь задачами педагогическими;

    д) несоответствие предложенного вами стиля общения сложившемуся уровню взаимоотношений, атмосфере в классе, вашей собственной индивидуальности;

    е) механическое копирование стиля общения коллег;

    ж) недостаточное владение учебным материалом;

    з) психологические барьеры;

  • постарайтесь определить, какие закономерности общения были вами нарушены;

  • попытайтесь мысленно создать идеальную модель общения с этим классом;

  • продумайте ситуацию будущего общения с этим классом.

  • используйте варианты рефлексивныхвопросов для учащихся

    -На этом уроке Я научился………………………..

    - На этом уроке Я узнал, что…………………………..

    - На этом уроке Я нашел подтверждение тому, что…

    - На этом уроке Я был удивлен тем, что …

    - На этом уроке мне понравилось, что…………………………

    - На этом уроке Я был разочарован тем, что………………….

    - На этом уроке  самым важным для меня было…

    - На этом уроке Я   похвалил бы себя за ……………………

    - На этом уроке мне удалось…………………..

    - На этом уроке я сумел……………………

Рекомендации по взаимоотношениям с коллегами:

  • будьте доброжелательны в отношении к другим членам педагогического коллектива;

  • подходите к своим коллегам с оптимистической гипотезой, ищите то, что вас сближает;

  • стремитесь к сотрудничеству, постоянно настраивайтесь на желание совместной творческой деятельности;

  • стремитесь на опыте ваших коллег найти то, что представляется вам наиболее ценным, интересным, полезным, не сосредотачивайте свое внимание лишь на недостатках;

  • ищите общие «профессиональные знаменатели» в работе с другими представителями педагогического коллектива, это поможет в работе.

Рекомендации по анализу собственной речи:
  • в речи не должны присутствовать слова-паразиты;

  • способность точно строить высказывание, не отвлекаясь от главных мыслей;

  • следите за темпом речи, от него зависит эффективность усвоения знаний;

  • обратите особое внимание на интонирование, верно расставленные интонационные акценты влияют на качество восприятия информации, общий психологический микроклимат урока;

  • исключите из своей речи окрик, резкие интонации, которые негативно влияют на школьников, дестабилизируют их, вызывают эмоциональный дискомфорт.

Рекомендации по построению своих взаимоотношений с трудными школьниками:

  • трудный школьник является следствием психологической или педагогической запущенности, возможной физиологической патологии;

  • он находится под давлением негативных стереотипов, которые сформированы другими учителями, школьниками, родителями;

  • необходимо подходить к трудному школьнику с оптимистической гипотезой; здесь особенно важны доверительность, умение передать, что понимаешь его внутреннее психическое состояние, сложности жизни;

  • нельзя механически навязывать ребенку ту или иную позицию, необходимо выходить на нее через изменение отношения школьника к ней;

  • необходимо изменить систему межличностного взаимодействия школьника с негативным окружением и наладить систему его психологических контактов со школьным коллективом;

  • следует настойчиво искать не только деловых, но и непосредственных личностных контактов с трудным ребенком; в этом случае педагогическое взаимодействие обогатится системой живых человеческих переживаний.

Рекомендации по общению с неконтактными учащимися:

  • избегайте в процессе общения с учащимися тупиковых ситуаций, выявляйте причины их возникновения;

  • ищите пути преодоления ситуаций, когда во взаимодействии с детьми возникают «пустоты»;

  • стремитесь наладить контакт со всеми учащимися.

Рекомендации по определению психологической атмосферы в классе:

  • уметь наблюдать за детьми;

  • воспринимайте выражение глаз ребят, их мимику, экспрессию;

  • обращайте внимание на все детали поведения ребят, их настроение;

  • будьте пластичным и оперативным в своих реакциях на поведение класса;

  • учитесь сопоставлять сегодняшнюю психологическую атмосферу в классе со вчерашней, искать общий психологический знаменатель класса.

  • используйте климатический круг для определения эмоционального климата в классе

Список музыкальных произведений, которые можно использовать на разных этапах урока

  1. Начало урока (для активизации настроения)

Композитор

Название

Время

А. Марчелло

В. Моцарт

Концерт для гобоя + Концерт 24 

    3:02

 

М. Глинка

А. Моцарт

Прощание + Концерт 24 

1:33

 

Ф. Шуберт

Баркарола

1:29

 

Ф. Шопен

Ноктюрн до-диез минор +вальс до-диез минор

1:19

Ф. Шопен

Прелюдия ля мажор

0:31

Ф. Шопен

Ноктюрн ми-бемоль мажор

3:03

Н. Паганини

2-ой Концерт для скрипки

1:18

Н. Паганини

2-ой Концерт Рондо

5:51

 

  1. Середина урока (для отработки навыков, выполнения алгоритмов, работа с текстом, выполнение упражнений, для пауз-расслаблений и др.)

Композитор

Название

Время

А. Моцарт

Концерт 24 (2 часть)

6:01

И.Бах

Ария оркестровая сюита №3 ре-мажор

4:08

И. Бах

Чакона из партитуры ре-минор скрипка соло

3:07

И. Бах

Кантата 208 оркестр

2:39

И. Бах

Концерт №3 для струнных и клавесина ре-мажор

4:47

Л. Бетховен

К Элизе

4:27

П. Чайковский

1 концерт (2 часть)

6:04

П. Чайковский

Подснежник

3:29

Ф. Шопен

Ноктюрн ми-бемоль-мажор

3:48

Ф. Шопен

1 концерт (2 часть)

5:28

Ф. Шопен

2 концерт (2 часть)

6:25

А. Рубинштейн

Мелодия

4:20

Р. Клаудерман

Лунная дорога

3:55

Р. Клаудерман

Грезы любви

3:22

Ф. Гойя

Монастырский сад

4:34

Ф. Гойя

Голубая луна

3:15

Ф.Паппети

Мой путь

4:34

                3.Конец урока (подведение итогов, для сосредоточения внимания)

Композитор

Название

Время

И. Бах

Шутка

1:24

Ж.Оффенбах

Баркарола

3:06

А. Моцарт

Концерт для валторн (финал)

3:47

П. Чайковский

1 концерт (1 часть)

3:11

И. Штраус

Весенние голоса

7:40

Ф. Шуберт

Серенада

4:48

Ф.Крейслер

Грезы любви

3:24

Группа Зеленые Рукава

Колыбельная

3:14

 

 

 (по В.А.Кан-Калику)