СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
До сих пор мы обсуждали в основном, как научить чему-то ваших детей, и только вскользь замечали, чему именно их стоит учить. В настоящей главе мы постараемся восполнить этот пробел и коснемся социальных навыков, т. е. поговорим об определенном поведении, которое помогает людям общаться и принимать правильные решения в разнообразных ситуациях. Представьте, что происходит, когда люди впервые встречаются друг с другом. Скорее всего, они стоят лицом к лицу, улыбаются, пожимают руки, называют свои имена и говорят что-то вроде: «Приятно познакомиться». Это пример того, как последовательность поступков составляет социальный навык, применяемый при знакомстве.
ЧЕМУ ДОЛЖНЫ УЧИТЬ РОДИТЕЛИ?
Социальным навыкам детей надо учить. Давайте рассмотрим несколько примеров того, как родите-ли могут применить методы воспитания на основе здравого смысла, чтобы учить детей социальным навыкам или поощрять за их использование.
Мама просит Настю вынести мусор и в ответ слышит: «Почему я всегда должна это делать?» В данном случае можно применить метод корректирующего обучения, чтобы научить Настю социальному навыку, который заключается в выполнении указаний старших.
Илья вбегает на кухню и сообщает отцу, что уходит к другу. Отец говорит, чтобы он никуда не уходил, потому что обед почти готов. Илья начинает возмущаться. Отец может прибегнуть к коррек-тирующему обучению, чтобы привить сыну умение принимать отрицательный ответ.
КАК ПРИВИТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
С ПОМОЩЬЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Давайте посмотрим, как мама восьмилетнего Павлика использует профилактическое обучение, для того чтобы научить сына соглашаться с отрицательным ответом. До сих пор, когда Павлик слышал «нет», он обычно спорил, хныкал и дулся, причем это происходило не только дома, но и в школе.
Профилактическое обучение применяется в тот момент, когда ребенок не демонстрирует непра-вильного поведения. Мама собирается познакомить Павлика с четырьмя шагами, которые он должен сделать, когда слышит отрицательный ответ:
1. Посмотри на человека.
2. Скажи: «Хорошо».
3. Спокойно попроси объяснить причину, если ты ее не понял.
4. Если ты не согласен, обсуди это позже.
Вот как будет выглядеть профилактическое обучение в данном случае:
Шаг 1. Опишите, что вы хотите.
Мама: «Павлик, скоро ты снова пойдешь в школу, и я хотела бы с тобой кое о чем поговорить». Павлик: «Хорошо».
Мама: «Ты знаешь, может случиться, что ты захочешь что-нибудь сделать, а твоя учительница скажет «Нет»».
    Павлик: «Да, так бывало и раньше, особенно с Верой Ивановной».
Мама: «Вот-вот. Я как раз и хотела попрактиковаться с тобой, как вести себя, когда тебе говорят „Нет". Давай представим себе, что только что Вера Ивановна сказала тебе „Нет". Первое, что ты должен сделать — это посмотреть на нее. Не отворачивайся и не смотри себе под ноги, хорошо?» Павлик: «Угу».
Мама: «После того, как ты на нее посмотришь, надо вежливым голосом сказать: „Хорошо"». Павлик: «Хорошо».
Мама: «Молодец. Если ты не понимаешь, почему тебе сказали „нет", спокойно попроси это объяснить. Но только, если тебе действительно непонятно. Ладно?» Павлик: «Да, хорошо».
Мама: «Замечательно. Если ты не согласен с ответом учительницы, можно поговорить с ней об этом позже».
Шаг 2. Объясните причину.
Мама: «Если ты научишься не спорить, когда тебе говорят „Нет", то, скорее всего учительница согласится тебя выслушать. Понимаешь?» Павлик: «Да, мам, понимаю».
Шаг 3. Потренируйтесь.
Мама: «Ну, а теперь давай немного поупражняемся. Представь себе, что я — Вера Ивановна, и ты хочешь попросить у меня разрешения пересесть за другую парту...»
Мама с Павликом разыгрывают различные ситуации, с которыми он может столкнуться в школе. Павлик действует соответственно ее указаниям, а мама следит за тем, что у него получается, а что — не очень. Может быть, он отвечает слишком резко и неприязненно, а может быть, во время разговора ерзает и крутится.
Обратите внимание, что для профилактического обучения мама выбрала время, когда Павлик был свободен и хорошо настроен. Разговор она вела спокойно и дружелюбно, постоянно спрашивая у Пав-лика, понял ли он. Старайтесь, чтобы все шаги обучения были понятны ребенку и соответствовали его уровню развития.

КАК ПРИВИТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ
НАВЫКИ С ПОМОЩЬЮ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
В некоторых случаях для того, чтобы привить ребенку социальные навыки, необходимо исполь-зовать корректирующее обучение. Представьте себе, что папа слышит, как десятилетняя Люба обзывает свою сестру «дурой» и «идиоткой». Вот как можно использовать корректирующее обучение для того, чтобы научить ребенка обращаться за помощью.
Шаг 1. Остановите неправильное поведение.
Папа: «Люба, входя в комнату, я услышал, что ты называла Тамару „дурой" и „идиоткой". Я уверен, что она на это обиделась. А ты как думаешь?» Люба: «Но пап, она мне надоела». Папа: «Может быть, это и так, но, обзывая человека, невозможно решить проблему».
Шаг 2. Сообщите «последствие».
Папа: «Ты обзывала Тамару и теперь должна перед ней извиниться. А потом тебе придется помочь ей собрать игрушки».
 Люба: «Ну, хорошо».
Шаг 3. Опишите, что вы хотите.
Папа: «Когда Тамара надоедает тебе, подумай, что именно тебе неприятно, и попроси ее этого не делать. Если же она будет продолжать, обратись за помощью к маме или ко мне. Понятно?»
 Люба: «Понятно».
Шаг 4. Потренируйте то, что вы хотите.
Папа: «Прежде чем ты пойдешь извиняться, покажи, как ты обратишься за помощью, если Та-мара будет тебе надоедать».
 Люба: «Хорошо. Я скажу: „Папа, Тамара все время хватает мои игрушки и показывает язык. Я просила ее перестать, но она не хочет. Ты можешь мне помочь?"»

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:
  Обучайте каждому навыку постепенно. Некоторые важные социальные навыки описаны на следующих страницах. Обратите внимание на то, что нужно подробно объяснить детям, когда они могут воспользоваться каждым из них и чем это им поможет.
Постарайтесь, чтобы это обучение доставляло детям удовольствие. В конце обязательно похвалите ребенка или дайте какое-нибудь вознаграждение за учебу.
И, наконец, запаситесь терпением. После того как ребенок научится новому навыку, ему понадо-бится некоторое время, прежде чем этот навык войдет у него в привычку. Нельзя за один раз научиться кататься на коньках, точно так же, как, впервые сев за руль, нельзя научиться водить машину. Для того чтобы в чем-то преуспеть, нужна практика, практика и еще раз практика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Приобретя социальные навыки, ваш ребенок сможет не только легко общаться с окружающими, но и получит твердую опору для того, чтобы достичь успехов во многих областях жизни. Не теряйте времени и начинайте обучать своих детей принятым нормам поведения. Далее мы приводим некоторые примеры таких навыков и кое-какие мысли о том, как обучить им ребенка.

1. КАК ВЫПОЛНЯТЬ УКАЗАНИЯ:

Трудно переоценить то значение, которое играет для ребенка умение выполнять указания. Оно поможет ему добиться успеха в школе, дома, и в будущем — на работе. Вот четыре последовательных щага, из которых состоит этот навык:
1. Посмотри на человека.
2. Скажи: «Хорошо».
3. Выполни то, что от тебя требуется.
4. Дай знать о том, что задание выполнено.

ЧТО СЛЕДУЕТ ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ:
Выполнять указания важно, потому что таким образом вы демонстрируете свою способность к со-трудничеству и экономите время. Этот навык пригодится вам в школе и дома, в общении со взрослыми и со сверстниками.
•    Выяснив, что именно вас просят сделать, приступайте к выполнению задачи немедленно.
•    Если вы чувствуете, что то, что вас просят сделать, неправильно, посоветуйтесь со взрос-лым, которому вы доверяете, и спросите, как вам быть.
•    Говорите ясно и вежливо.
•    Постарайтесь выполнить указание как можно лучше. Если у вас возникнут трудности, об-ратитесь за советом.
•    Выполнив указание, спросите, правильно ли вы все сделали, и если понадобится, исправьте ошибки.
2. КАК ПРИНИМАТЬ ОТКАЗ:
В течение жизни человеку не раз приходится сталкиваться с отказом. Если дети и подростки научат-ся соглашаться с отказом или вежливо проявлять несогласие, это поможет им в конце концов добиться желаемого. Вот как должен вести себя ребенок, получив отрицательный ответ:
1. Посмотри на человека.
2. Скажи: «Хорошо».
3. Спокойно попроси объяснить причину отказа, если ты ее не понял.
4. Если ты не согласен, обсуди это позже.


ЧТО СЛЕДУЕТ ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ:
Много раз в своей жизни тебе предстоит услышать отказ. Если ты будешь злиться и скандалить, это только усложнит ситуацию. А вот если ты научишься принимать его достойно, люди увидят, что ты уже взрослый и с тобой можно иметь дело.
•    Если ты расстроен, постарайся расслабиться и сохранять спокойствие, тогда ты сможешь лучше понять, что тебе говорят.
•    Почувствовав, что сердишься, сделай глубокий вдох и выдох, а потом ответь на то, что тебе сказали. Старайся говорить ясно и вежливо.
•    Если ты спросишь о причине отказа спокойным голосом, все поймут, что ты действительно хочешь узнать причину. Не требуй объяснений каждый раз, когда тебе говорят «нет». Иначе создастся впечатление, что ты споришь.
•    Получив отрицательный ответ, лучше всего принять его, и только выждав определенное время, снова вернуться к этой проблеме, чтобы задать вопросы или высказать свое несогласие. Подумай заранее, как лучше подступиться к человеку, ответившему тебе отказом. Разговаривая с ним вторично, приготовься к тому, что и на этот раз ты можешь получить отрицательный ответ.

3. КАК ПРОСИТЬ РАЗРЕШЕНИЯ:
Дети должны знать, что, прежде чем взять чужую вещь или воспользоваться чем-то, что им не при-надлежит, необходимо попросить разрешения. Выполняя это правило, они продемонстрируют свою воспитанность и скорее получат согласие владельца. Прося разрешения, нужно придерживаться сле-дующей схемы:
1. Посмотри на человека.
2. Вежливо попроси, но не требуй.
3. Объясни, почему ты это просишь.
4. Прими ответ.



ЧТО СЛЕДУЕТ ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ:

•    Прежде чем взять чужую вещь, необходимо получить разрешение хозяина. Это полагается делать всегда, вне зависимости от того, что ты просишь — яблоко или велосипед.
•    Тебе не всегда удастся получить желаемое. Но если ты попросишь вежливо и спокойно, это увеличит вероятность того, что в следующий раз тебе не откажут.
•    Чтобы лучше понять, как это важно, представь себе, что кто-то без разрешения взял твою вещь. Ты не только подумаешь, что этот человек плохо воспитан и не уважает чужой собственности, ты еще будешь волноваться, что твою вещь могут потерять или сломать.

4.    КАК СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ:
Когда люди расстраиваются или сердятся, им трудно сохранять спокойствие. В этом состоянии ребенок часто совершает необдуманные поступки, о которых потом жалеет. Следующие шаги помогут ему оставаться спокойным:
1. Научись распознавать ситуации, которые могут вывести тебя из равновесия.
2. Сделай глубокий вдох и постарайся расслабить мышцы.
3. Скажи себе: «Успокойся» или сосчитай до десяти.
4. После того, как тебе удастся расслабиться, поделись своими чувствами с кем-то, кому ты доверяешь.
5. Постарайся разрешить ситуацию, которая тебя так расстроила.


ЧТО СЛЕДУЕТ ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ:

•    Все люди время от времени на что-нибудь злятся, но если при этом тебе удается вести себя спокойно, окружающие будут больше доверять тебе. Они увидят, что ты взрослый человек и можешь справиться даже с самыми неприятными ситуациями. Учителя и начальство на работе будут относиться к тебе с большим уважением, потому что будут считать тебя человеком, который умеет «держать себя в руках».
•    Можно, конечно, убедить себя, что «взорваться» — это единственный выход в такой ситуа-ции, или что «они это заслужили». Не поддавайся этим мыслям, иначе ты сделаешь все еще хуже и навлечешь на себя еще больше неприятных последствий.
•    Когда тебе удастся успокоиться, мысленно похвали себя. Даже взрослым не всегда легко держать себя в руках. Если у тебя это получилось, значит, ты добился того, что не по плечу даже неко-торым из них. Молодец! Здесь есть чем гордиться.


5.   КАК ПРИНИМАТЬ КРИТИКУ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ «ПОСЛЕДСТВИЯ»:
Дети часто негативно реагируют на критику со стороны родителей и не хотят принимать «послед-ствий» своего поведения. Они начинают спорить, скандалить, бунтовать, одним словом, делать все, чтобы не слышать неприятных вещей. Как добиться того, чтобы критика и «последствия» привели к желаемым результатам? Попробуйте научить детей принимать критику следующим образом:
1. Смотри на человека.
2. Спокойно и молча слушай, пока он говорит.
3. Скажи: «Хорошо» или «Я понял», чтобы показать, что ты понял.
4. Постарайся исправить проблему.
Очень важно, чтобы дети научились спокойно и без споров принимать «последствия» своего поведе-ния или критику. Им может быть неприятно слышать о своих ошибках, но лучшее, что они могут сделать в данный момент — это учиться тому, как вести себя, чтобы избежать подобных проблем или ошибок в бу-дущем.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ДЕТЯМ:
•    Очень важно, чтобы ты сохранял спокойствие. Если нужно, сделай глубокий вдох и выдох.
•    Отвечая человеку, который высказывает критику в твой адрес или сообщает тебе «послед-ствие», говорить спокойно и вежливо. Люди сталкиваются с критикой и последствиями своих поступков всю жизнь, и тебе тоже придется научиться этому. От того, как ты при этом будешь себя вести, зависит отношение окружающих.
•    Большая часть критики предназначена для того, чтобы принести тебе пользу, но принять ее не всегда легко. Если ты не понимаешь или не согласен с критикой или «последствием» за твои поступки, попроси поговорить об этом в другой раз, однако не стоит хитрить и задавать вопросы просто из упрямства.

6.  КАК ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ:
Когда ребенок обижает кого-то или делает что-то, что доставляет неприятности другому человеку, он должен извиниться. Таким образом он покажет, что ему небезразличны чувства окружающих. Вот шаги, которые помогут ребенку научиться просить прощения:
1. Посмотри на человека,
2. Скажи, за что ты извиняешься: «Прости, пожалуйста, что я сказал...», «Извини, что я тебя драз-нил...», «Прости, что я тебя стукнул».
3. Если человек тебе отвечает, добавь что-нибудь вроде: «Могу я сейчас что-то сделать для тебя?» или «Этого больше не повторится».
4. Поблагодари человека, что он тебя выслушал (даже если он не принял извинений).
Хороший пример ребенку могут подать сами родители, извиняясь перед ним, когда совершают ошибку. Это лишний раз напомнит ему, что в самой ошибке нет ничего страшного. Важно то, какой урок мы из нее извлекаем. Прося прощения, мы делаем первый шаг к тому, чтобы исправить ошибку, а кроме того, помогаем прийти в себя человеку, которого мы обидели.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ РЕБЕНКУ:
•    Всегда можно найти предлог, чтобы не просить прощения, а вот для того, чтобы извиниться, требуется зрелость и мужество. Постарайся убедить себя, что самым правильным будет попросить прощения, а потом сделай это.
•    Если человек, у которого ты просишь прощения, сильно обижен, его реакция на твое из-винение может быть не самой приятной. Приготовься принять все, что он тебе скажет. Главное — быть уверенным, что, извиняясь, ты поступаешь правильно.
•    Пройдет некоторое время, и, вспоминая, что ты извинился, люди оценят твою способность признавать ошибки и в будущем будут о тебе лучшего мнения.
•    Попросив прощения, ты не исправишь допущенной ошибки, но сможешь исправить то мнение, которое составит о тебе обиженный человек.

7.   КАК ВЫРАЖАТЬ НЕСОГЛАСИЕ:
Случается, что наша точка зрения отличается от мнения окружающих. Это свойственно как взрос-лым, так и детям. Для того чтобы разногласия не привели к сложностям в отношениях, необходимо научить детей конструктивно выражать свое несогласие. Ниже приведены шаги, которые помогут им делать это в приемлемой форме:
1. Сохраняй спокойствие.
2. Посмотри на человека.
3. Начинай с чего-то положительного или нейтрального, например: «Я знаю, что ты пытаешься быть справедливым...» или: «Я понимаю, что ты имеешь в виду, но мне кажется...»
4. Спокойным голосом объясни, почему ты не согласен.
5. Выслушай собеседника, не прерывая его.
6. Спокойно прими решение, каким бы оно ни было
7. Поблагодари собеседника за то, что он тебя выслушал, вне зависимости от того, принял ли он твою точку зрения.

ПОСТАРАЙТЕСЬ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ПОНЯЛ СЛЕДУЮЩИЕ ВЕЩИ:
•    У тебя не получится всегда выходить из спора победителем. Некоторые решения изменить не удастся, однако, спокойно выражая свое несогласие, ты сможешь иногда повлиять на решение.
•    Не стоит выражать несогласие крича, ругаясь и обзываясь. Это только усугубит возникшую проблему — твои эмоции лишь помешают окружающим увидеть смысл того, что ты говоришь.
•    Всему свое время и место и выражению несогласия тоже. Иногда, даже если ты не можешь сделать то, что хотел бы, стоит повременить и выбрать более подходящий момент, чтобы выразить свое несогласие с решением родителей.

8.   КАК ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ:
Время от времени мы сталкиваемся с трудностями, которые не в состоянии преодолеть самостоя-тельно. Бывает, что человеку не всегда легко признаться в том, что ему нужна помощь. Следующие шаги помогут вашим детям получить необходимую поддержку:
1. Когда просишь о помощи, смотри на человека.
2. Спроси, есть ли у него время помочь тебе (сейчас или позже).
3. Четко опиши проблему или объясни, в какой именно помощи ты нуждаешься.
4. Поблагодари человека за то, что он тебе помог.

ЧТО НУЖНО ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ:
•    Приятно все вопросы решать самостоятельно, но иногда это не получается. В таком случае хорошо обратиться за помощью к тому, кто уже сталкивался с подобными ситуациями и знает, что делать.
•    Если ты хочешь, чтобы тебе помогли, попроси об этом вежливым и приятным голосом.
•    Бывает, что, когда у человека что-то долго не получается, он начинает раздражаться и злиться. Не доводи себя до такого состояния, обращайся за помощью вовремя, и тогда удача будет сопутствовать тебе.
•    Поблагодари человека, который тебе помог. Скажи ему, как высоко ты ценишь его по-мощь, и предложи обращаться к тебе, когда ему тоже что-нибудь понадобится.


9.   КАК ЛАДИТЬ С ОКРУЖАЮЩИМИ:
Если вы хотите, чтобы ваши дети добились успеха в общении с окружающими, научите их следую-щим вещам:
1. Слушай, что тебе говорят.
2. Если ты согласен с тем, что говорит другой человек, скажи ему что-нибудь хорошее. (Если ты не согласен, скажи что-то, что не приведет к спору.)
3. Покажи, что тебе интересно, что говорит твой собеседник. (Постарайся понять его точку зрения.)


ЧТО  НАДО  ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ:
Люди общаются друг с другом в течение всей жизни, поэтому, если ты научишься правильно вести себя с окружающими, ты, скорее всего, добьешься
успеха во всех своих начинаниях. Проявляй к людям внимание и уважение, иными словами, от-носись к ним так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе.
•    Ладить с окружающими не всегда бывает легко. Если твой друг (или брат, или сестра) делает или говорит что-то, что тебе не по вкусу, у тебя может возникнуть желание сказать в ответ что-нибудь неприятное. Не делай этого! Не давай волю словам, которые могут кого-то обидеть. Поддразнивание, подкалывание и оскорбления еще больше испортят дело. Лучше не обращать внимания на плохое по-ведение других, чем вести себя так же.
•    Для того чтобы быть в хороших отношениях с окружающими, от человека требуются оп-ределенные усилия. Иногда бывает трудно понять поведение других людей. Если попытаться взглянуть на вещи с их точки зрения, тебе будет легче понять некоторые из их поступков.
•    Если тебе не нравится то, что делает или говорит другой человек, лучше промолчать, чем сказать что-то плохое.

10.  КАК ПРЕДЛАГАТЬ СВОЮ  ПОМОЩЬ:
Вызываясь помочь, мы не просто облегчаем задачу другого человека, мы значительно ускоряем все дело: чем больше участников, тем быстрее идет работа. Помогая окружающим, ребенок чувствует, что приносит пользу, и это повышает его самооценку. Кроме того, он видит благодарность тех, кому помог. Вот что нужно делать, предлагая свою помощь:
       1. Обрати внимание на то, что кому-то тяжело.
2. Посмотри на человека.
3. Спроси, не можешь ли ты ему чем-нибудь помочь. (В твоем голосе должны звучать ис-кренность и энтузиазм.)
4. Дай человеку знать, когда закончишь дело.


ОБЪЯСНИТЕ ДЕТЯМ, ЧТО:
•    Взявшись помогать, необходимо доводить дело до конца. Тогда окружающие увидят, что тебе можно доверять.
•    Даже в тех случаях, когда ты не уверен, до какой степени можешь быть полезен, не бойся предложить: «Может быть, я могу чем-нибудь помочь?»
•    Помогая окружающим, делай это охотно и с радостью, тогда твоя помощь окажется полезна для всех.

11.    КАК РАССКАЗЫВАТЬ О СВОИХ УДАЧАХ И ДОСТИЖЕНИЯХ:
Как приятно, когда тебе что-нибудь удается! Так хочется порадоваться этому и рассказать о своих победах окружающим. Но как поделиться с людьми своими достижениями, чтобы они не подумали, что ты хвастаешься или задираешь нос? Для этого нужны деликатность и определенный опыт. Вот шаги, которые может предпринять ребенок, чтобы достойно рассказать о своих успехах:
1. Смотри на человека, с которым ты разговариваешь.
2. Опиши, что ты сделал и как ты этому рад. (Говори об этом радостным голосом.)
3. Старайся не хвастаться и не задирать нос.

ЧТО ВАЖНО СКАЗАТЬ ДЕТЯМ:
•    Нет ничего плохого в том, чтобы радоваться своим успехам и рассказывать о них другим.
•    Очень важно быть внимательным к чувствам других людей и не обижать их. Поэтому нельзя стараться выглядеть лучше за счет унижения других.
•    Не забывай высказывать одобрение по поводу успехов других людей.

12.   КАК   СООБЩАТЬ  РОДИТЕЛЯМ  И   УЧИТЕЛЯМ,  КУДА ТЫ  ИДЕШЬ:
Сколько бы ни было лет ребенку, старшие должны знать, где он находится и что делает. Это важно для того, чтобы защитить ребенка от неприятностей и обеспечить его безопасность.
1. Сообщи тем, кто в данный момент присматривает за тобой, куда ты идешь. (Чаще всего это будет не сообщение, а просьба отпустить тебя куда-то.)
2. Иди именно туда, куда ты сказал.
3. Дай знать, если у тебя изменились планы, и ты идешь в другое место.
4. Когда вернешься, обязательно покажись тому, кто тебя отпускал.


О ЧЕМ НЕОБХОДИМО ПОГОВОРИТЬ  С РЕБЕНКОМ:
•    Если взрослые будут знать, где ты находишься, они смогут позвать тебя к телефону или обедать, быстро отыскать в случае необходимости или сообщить, что началась очень интересная те-лепередача. Так что, никогда не помешает сказать им, где ты будешь.
•    Если ты всегда будешь сообщать родителям или другим взрослым, где ты, находишься, они убедятся, что ты отвечаешь за свои поступки, и предоставят тебе больше самостоятельности. Чем больше люди могут на тебя положиться, тем больше они тебе доверяют, а доверие открывает более широкие воз-можности.
•    Если у тебя изменились планы, не забывай сообщать об этом взрослым. Позвонить и сказать, куда ты идешь, займет не больше минуты.
•     Если родители, учителя или те, кто за тобой присматривает, не будут знать, где ты, они будут очень волноваться, поэтому всегда спрашивай разрешение и сообщай, куда идешь.

13.   КАК ВСТУПИТЬ В РАЗГОВОР:
Некоторым детям бывает трудно вступать в разговор, который ведут сверстники и друзья. Если ре-бенок умеет это делать, ему легче завести друзей, высказать свое мнение, он увереннее держится на уроках. Вот что можно посоветовать детям, которые хотят научиться вступать в разговор:
1. Смотри на людей, принимающих участие в беседе.
2. Отвечай на обращенные к тебе вопросы.
3. Если никто не обращается к тебе напрямую, подожди, пока в разговоре не возникнет пауза.
4. Сделай короткое замечание, имеющее отношение к обсуждаемой теме. (Можно задать вопрос, рассказать о каком-то событии или спросить о том, что думают по этому поводу другие.)
5. Произнеся несколько слов, дай возможность высказаться другим.


ЧТО СЛЕДУЕТ ОБЪЯСНИТЬ РЕБЕНКУ:
•    Избегай односложных ответов. Просто «да» или «нет» не дадут твоему собеседнику до-статочно информации, чтобы поддержать разговор.
•    Дай возможность собеседнику выразить свою точку зрения, иначе ваша беседа превратится в монолог.
•    Улыбайся и проявляй интерес к тому, что говорит собеседник, даже если ты не совсем согласен с его мыслями.
•    Старайся быть в курсе происходящего, тогда тебе будет легко поддержать любую беседу. Люди, которые знают о том, что делается вокруг, и умеют об этом поговорить, обычно пользуются любовью и популярностью у окружающих.

14.   КАК СКАЗАТЬ «НЕТ» ДРУЗЬЯМ:
Друзья — это замечательно. Однако бывают случаи, когда друзья просят ваших детей делать то, что они не должны делать, подбивают на неблаговидные поступки. Научите вашего ребенка тому, что он может сделать в подобной ситуации:
1. Скажи «нет» и ясно объясни причину.
2. Будь непреклонен в своем «нет».
3. Попроси оставить тебя в покое.
4. Если необходимо, просто уйди.


ЧТО НУЖНО ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ:
•    Друзья, которые не дают тебе возможности сказать «нет», на самом деле — плохие друзья.
•    Друзьям может не понравиться, что ты говоришь «нет», но, скорее всего, они с уважени-ем отнесутся к твоей смелости.
•    Если ты единственный, кто в данной ситуации открыто говорит «нет», возможно, своим отказом ты облегчаешь жизнь кому-то еще, у кого на такой поступок не хватило мужества.
•    • Говоря «нет», ты, скорее всего, избежишь проблем. Это значит, что у тебя, а возможно, и у твоих друзей, будет меньше неприятностей.

15.   КАК   РАСПОРЯЖАТЬСЯ   ВРЕМЕНЕМ:
У большинства людей так много дел, что если они не научатся распоряжаться своим временем, их жизнь превратится в сущий ад. Дети — тоже занятый народ, и для них тоже очень важно научиться организовывать и заранее планировать свои занятия. Вот некоторые указания, которые помогут ребенку правильно распределить время:
1. Перечисли все, что тебе предстоит сделать в течение дня или недели.
2. Прикинь, сколько времени понадобится на каждое дело.
3. Учти возможные задержки, нестыковки и трудности.
4. Отметь в ежедневнике или блокноте время, когда ты будешь выполнять каждое из дел.
5. Выполняй все дела в отведенное для них время.
6. Каждый раз, заканчивая очередное дело, обрати внимание, уложился ли ты в запланированный график. Учитывай это, чтобы помочь себе спланировать будущие дела.


ЧТО ВАЖНО ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ:
•    Потратив несколько минут на планирование, ты в будущем сэкономишь гораздо больше времени.
•    Старайся самые неприятные дела делать сразу. Если их откладывать под конец, они будут висеть над тобой и портить настроение. Покончив с такими делами сразу, ты выкроишь лишнее время на удовольствия.
•    Правильно распределив время, можно больше успеть.                                         
ВЛИЯНИЕ СВЕРСТНИКОВ                                                                           «Перестань! Никто не узнает. Я тебе точно говорю»,  «Пошли! Туда все придут. Будет классно!», «Слушай, наши все собираются у меня дома. Ну, прогуляем школу один разок, что тут такого?»                                                                                                                Давление со стороны сверстников — дело естественное. Это часть процесса взросления, и от него никуда не уйти. Однако вы можете помочь ребенку научиться справиться с этим. Прежде всего надо понять, что друзья и принятие самостоятельных решений — непременная часть нормального развития ребенка. Несмотря на то, что выражение «влияние сверстников» чаще всего употребляется в негативном смысле, друзья вашего ребенка могут играть в его жизни самую положительную роль. Под влиянием друзей ребе-нок может лучше учиться, добиваться успеха во внешкольной деятельности, избегать дурных компаний и т. д. В этом смысле давление сверстников может быть очень полезно. К сожалению, не всегда дело обстоит подобным образом. По мере того как дети подрастают и превращаются в подростков, им часто приходится стал-киваться с ситуациями, чреватыми серьезными неприятностями. Доступность наркотиков и алкоголя, внешняя привлекательность разнообразных группировок и сексуальная вседозволенность — вот вещи, которые все больше и больше беспокоят родителей. Однако существуют способы, которые помогут ребенку противо-стоять отрицательному давлению со стороны сверстников.
ПРОВОДИТЕ БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ ВМЕСТЕ: Многочисленные исследования показывают, что дети, у которых сложились близкие отношения с родителями, менее подвержены негативному влиянию, больше уверены в собственных силах и способны самостоятельно разрешать проблемы. Родительская любовь и забота, энергия и время, вложенные вами в воспитание, укрепят ваши отношения с детьми и, помогут им сделать правильный выбор в трудной ситуации.
Чтобы быть уверенным, что у вас найдется достаточно времени для ваших детей, сделайте это первостепенным для себя. Если нужно, спланируйте время, подумайте, чем любит заниматься ваш ребенок, и делайте это вместе с ним. Чем больше времени вы проводите с ребенком, тем скорее он поделится с вами тем, что происходит в его жизни, и тем больше у вас появится возможностей оказывать на него влияние и помогать ему сопротивляться отрицательному воздействию сверстников.


ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И СВОПР:
Общаясь с ребенком, уделите время тому, чтобы поговорить о его делах и о том, что его беспокоит. Предложите свой совет и лишний раз напомните о моральных нормах и ценностях вашей семьи — о том, во что вы верите. Представления ребенка о допустимом поведении основываются на том, чему вы его учите, что говорите и что делаете.
Профилактическое обучение поможет вам подготовить детей к нелегким ситуациям, с которыми им придется сталкиваться. Научите их говорить «нет» и быть в этом последовательным, выражать несогласие и высказывать мнение, отличающееся от мнения остальных, научите его помогать друзьям, попавшим в беду. Все это пригодится вашему ребенку, чтобы избежать негативного влияния со стороны сверстников.
Научите ребенка коротким ответам, которые помогут ему выйти из затруднительных ситуаций. Если, например, подруги уговаривают вашу дочку прогулять школу, она может сказать; «Я не могу. Я не хочу получать плохие отметки». Если Это не помогает, ребенок может сослаться на вас, сказав: «Если я пропущу школу, родители целый месяц не разрешат мне никуда ходить». Покажите детям, что, подумав заранее, можно изобрести огромное количество разных способов говорить «нет».
Если сложности с друзьями будут продолжаться, попробуйте обратиться к методу СВОПР. Об-щаясь со сверстниками, ребенок может оказаться в самых разных ситуациях, и этот метод поможет ему найти верное решение для каждой из них. Бывает, что, стремясь уговорить кого-то, ребята пускают в ход все доступные способы — они готовы настаивать и дразнить, убеждать и уговаривать, пока человек, наконец, не сдастся. Поэтому необходимо научить ребенка, сохраняя выдержку и уверенность, стоять на своем. Заодно можно поговорить и о том, стоит ли считать друзьями тех, кто без уважения относится к его решениям.

ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЙТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ:

Прислушивайтесь к тому, что говорят вам дети. Найдите время, чтобы поговорить с ними по душам. Особенно подходят для этого вечерние часы, когда все дела закончены и ребенок уже в постели. Рас-спросите его, как прошел день, что происходит в его жизни. Можно поговорить за ужином, когда вся семья собирается за столом, или когда вы куда-то вместе едете или откуда-то возвращаетесь.
Важно и то, как вы будете разговаривать. Старайтесь, чтобы ваши глаза находились на одном уровне и во время беседы ребенка ничего не отвлекало. Задавайте вопросы, но не устраивайте допрос. Не превращайте разговор в длинную лекцию. Сделайте так, чтобы ребенку было легко рассказывать вам о своих делах. Если он будет бояться вашей реакции, вряд ли вы о чем-нибудь узнаете.
Иногда, рассказывая о своих проблемах с друзьями и одноклассниками, дети специально избегают подробностей — они не хотят ябедничать или опасаются вашей реакции. При этом, находясь в сложной ситуации, они испытывают замешательство и в глубине души очень нуждаются в вашей помощи. Если вы будете спокойно и внимательно слушать, задавать короткие, проясняющие ситуацию вопросы и высказывать свое понимание, это поможет ребенку доверить вам свои проблемы.
Очень важно хвалить детей, когда они делятся своими мыслями, не поддаются дурному влиянию, рассказывают о своих сомнениях и трудностях. Одобрите сделанный ими выбор, поддержите их и дайте понять, что они приняли правильное решение. Если что-то вышло не совсем так, как хотелось, похвалите их за смелость и желание попробовать и помогите найти новые способы решения проблемы.

КОНТРОЛИРУЙТЕ ТО, ЧТО ДЕЛАЕТ ВАШ РЕБЕНОК:
Говоря о контроле, мы имеем в виду то, что родители должны следить за своими детьми. Конечно, это не значит, что вы должны «не спускать с него глаз» и наблюдать за каждым его шагом. Например, если ребенок большой, достаточно, чтобы он сообщал вам, где находится, с кем, что будет делать и когда вернется домой.
Мы работали с одной мамой, у которой было четверо детей. Вот какая памятка висела у нее на дверце холодильника: «Прежде чем вы попросите разрешения куда-нибудь пойти, будьте готовы ответить на следующие вопросы: куда вы идете, как собираетесь добираться туда и обратно, с кем будете, чем будете там заниматься и когда вернетесь?» Таким образом, эта мама всегда была в курсе того, что делали ее дети, когда находились вне дома. Кроме того, она не упускала случая похвалить детей, когда те вы-полняли то, о чем с ней договорились, и последовательно использовала отрицательные «последствия», если они нарушали договор.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Сверстники всегда влияют на ваших детей. Временами положительно, а временами — отрицательно. Но не забывайте о том, какое большое влияние оказываете вы на вашего ребенка. Родители могут научить своих детей распознавать негативное давление со стороны друзей и не поддаваться ему. Даже если вы чувствуете, что ваш ребенок уже попал под отрицательное влияние сверстников, никогда не поздно начать с этим бороться.