ОБУЧЕНИЕ САМОКОНТРОЛЮ

Все знают, как трудно быть с ребенком, когда тот злится, вызывающе себя ведет или просто отка-зывается делать то, о чем его просят. Бывает, что он кричит, спорит, дерется, швыряет все, что попадается под руку, или даже угрожает родителям.
Дети должны понять, что негативное, агрессивное поведение неприемлемо. С помощью нашего метода родители смогут научить детей по-другому реагировать на неприятные для них переживания. Мы называем это обучением самоконтролю.
Обучение самоконтролю используют в следующих трех ситуациях:
1. Когда ребенок ведет себя плохо, и в ответ на корректирующее обучение его поведение не улучшается, а наоборот, становится еще хуже.
2. Когда ребенок внезапно «взрывается», реагирует очень эмоционально и отказывается делать все, о чем бы его ни попросили родители.
3. Когда родители слишком болезненно переживают поведение своих детей и не могут сохранять спокойствие.
Вспомните, когда в последний раз ваш сын или дочь негативно отреагировали на вашу попытку изменить их поведение. Что послужило толчком для такой реакции? Как поступили в этой ситуации вы? Анализ подобных случаев необходим для того, чтобы в будущем они не застали вас врасплох.
Обучение самоконтролю преследует две основные цели: оно поможет вам и вашему ребенку ус-покоиться во время слишком эмоциональных ситуаций, а также научит ваших детей контролировать свое поведение, когда они расстроены.
ШАГИ ОБУЧЕНИЯ САМОКОНТРОЛЮ:
Давайте познакомимся с шагами обучения самоконтролю и подробно рассмотрим каждый из них.

ПЕРВЫЙ ЭТАП. ДАЙТЕ УСПОКОИТЬСЯ.

Шаг 1. Опишите неправильное поведение.
В нескольких словах объясните своему ребенку, что именно он делает неправильно. Важно, что-бы это описание было кратким. Помните, что ваши слова должны быть конкретны и понятны ребенку. Говоря о его неправильном поведении, не сердитесь, не прибегайте к сарказму или обвинениям. Не повышайте голоса, говорите медленно и спокойно. Для того чтобы ребенок понял, что он делает, достаточно сказать что-то вроде: «Миша, ты кричишь на меня и мечешься по комнате».
Когда ребенок расстроен или рассержен, хорошо выразить ему свое сочувствие. Можно, напри-мер, сказать: «Я знаю, что ты сейчас расстроен и тебе неприятно то, что произошло». Эти слова не только дадут понять ребенку, что вам небезразличны его чувства, но и послужат хорошим началом для следующих шагов обучения. Кроме того, сочувствие поможет вам сосредоточиться на поведении ребенка, а не на своих собственных эмоциях.

Шаг 2. Дайте четкие указания.
Ребенок должен получить очень точные указания относительно того, что ему необходимо делать, чтобы начать успокаиваться. Эти инструкции должны быть максимально просты, вроде: «Прошу тебя, пойди в свою комнату или на кухню и успокойся». Можно помочь ему прийти в себя следующей фразой: «Сделай несколько глубоких вдохов и выдохов и постарайся успокоиться». Указания не должны быть слишком многословны, и не стоит повторять их слишком часто. Простые, четкие ин-струкции помогут ребенку сосредоточить внимание на том, чтобы вернуть самообладание.
Шаг 3. Предоставьте время, чтобы успокоиться.
Сохраняя спокойствие, родители не только помогут своему ребенку успокоиться, но и сами смо-гут лучше сосредоточиться на поведении ребенка, а не отвлекаться на собственные эмоции. Иногда очень полезно бывает сказать: «Нам всем нужно время, чтобы прийти в себя. Я вернусь через несколько минут». Помните, что, давая ребенку время, чтобы успокоиться, вы помогаете ему «сохранить лицо».
За то время, пока вы будете приходить в себя, вы сможете обдумать свои дальнейшие шаги. Од-новременно с этим такой «тайм-аут» позволит вашему ребенку решить, стоит ли ему продолжать неправильное поведение или лучше успокоиться. Наведывайтесь к ребенку столько раз, сколько понадобится. Спрашивайте его: «Мы уже можем поговорить о том, что произошло?» «Ты уже до-статочно успокоился?»
Переходите к следующему шагу, только когда ребенок начнет отвечать более или менее спокой-ным голосом и сможет воспринимать то, что ему говорят. Не спешите. При необходимости повторите описание поведения и свои инструкции. Главное, сохраняйте спокойствие и следите за тем, что вы делаете и говорите.

ВТОРОЙ ЭТАП.  ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ.

Шаг 4. Опишите, что ребенок может сделать иначе в следующий раз.
Расскажите вашему ребенку о других способах выражения досады и злости. Дети должны понять, что, когда они сердятся из-за того, что не все происходит так, как им бы хотелось, это приводит к еще большим отрицательным последствиям. Здесь можно остановиться на тех советах, которые вы давали во время второго шага, и на способах, помогающих человеку успокоиться.
Мы учим родителей использовать предложения, начинающиеся словом «вместо». Это выглядит сле-дующим образом:
«Вместо того чтобы кричать и хлопать дверью, в следующий раз, когда ты расстроишься, скажи мне, что ты злишься, и попроси разрешения пойти успокоиться в свою комнату».
«Вместо того чтобы ругаться, попроси разрешения выйти на улицу и посидеть там, пока не сможешь спокойно обсудить то, что у нас
происходит».
Как только ребенок успокоится, он сможет обсуждать ситуацию, вызвавшую такую бурную ре-акцию, и способы ее разрешения.
Шаг 5. Потренируйте то, что ребенок может сделать иначе в следующий раз.
Теперь, когда ребенок знает, что ему делать, важно научить его, как это делать.
Пусть ваш сын или дочь попробуют на практике применить новые способы поведения. Отметьте то, что им удается, и укажите, над чем стоит еще поработать. Постарайтесь подбодрить и поддержать своего ребенка, особенно, если он честно старается выполнить то, о чем вы его просите.

Шаг 6. Сообщите «последствие».
Это ключевой момент обучения самоконтролю. Наиболее распространенная ошибка родителей, применяющих этот метод, состоит в том, что они забывают о «последствии». Пожалуйста, помните, ято «последствие» помогает изменить поведение. Не пренебрегайте им.
Для того чтобы лучше представить себе все шаги обучения самоконтролю, давайте рассмотрим конкрет-ную ситуацию: вы только что не разрешили своему десятилетнему сыну пойти гулять с ребятами, потому что он не закончил уборку комнаты. Он поднял крик: «Ты никогда мне ничего не разрешаешь! Это нечестно! Я тебя ненавижу!» и дальше в том же роде.

ПЕРВЫЙ ЭТАП. ДАЙТЕ УСПОКОИТЬСЯ.

Шаг 1. Опишите неправильное поведение.
«Я знаю, что тебе хотелось погулять с ребятами, но ты ругаешься и кричишь».
Шаг 2. Дайте четкие указания.
«Пожалуйста, перестань кричать и постарайся успокоиться Иди посиди на диване или можешь пой-ти в свою комнату. Сделай несколько глубоких вдохов и выдохов, это поможет тебе прийти в себя».
Шаг 3. Предоставьте время, чтобы успокоиться.
Оставьте на несколько минут ребенка одного. Через какое-то время загляните к нему и спросите, может ли он говорить и готов ли к сотрудничеству: «Мы уже можем обсудить происходящее?» или «Я вижу, ты все еще расстроен. Я пока подожду и вернусь через несколько минут».
Как только вы заметите, что ребенок выполняет ваши указания и готов обсуждать возникшую Проблему, переходите ко второму этапу, направленному на обучение.

ВТОРОЙ ЭТАП.  ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ.

Шаг 4. Опишите, что ребенок может сделать иначе в следующий раз.
«Давай подумаем, что можно сделать в следующий раз, когда ты расстроишься. Я бы хотела, чтобы ты мне дал об этом знать и попросил разрешения пойти в свою комнату успокоиться».
Шаг 5. Потренируйте то, что ребенок может сделать иначе в следующий раз.
«Представь себе, что я не разрешила тебе идти играть. Что ты будешь делать? Давай попробуем». После этого прокомментируйте, как у него это получится.
«Хорошо, ты сказал, что разозлился и просишь дать тебе возможность пойти в свою комнату. И  все это ты сказал нормальным тоном. Молодец».
Шаг 6. Сообщите «последствие».
«Запомни, крики и ругань не остаются без последствий. Поэтому сегодня после ужина тебе придется помыть посуду и подмести пол на кухне».
В реальной жизни вам, скорее всего, не удастся разрешить ситуацию так быстро. Бывает, что ребенок сначала немного успокаивается, а потом снова начинает кричать и ругаться. Есть дети, которым не так легко прийти в себя, и лучше всего заранее приготовиться к тому, что разрешение подобной ситуации займет некоторое время. В этих случаях можно использовать навыки, описанные в главе «Сохраняйте спокойствие», и приспособить рекомендуемые там шаги и ваш собственный стиль к возникшей ситуации. Главное — говорить простым и четким языком, показывать ребенку, что вы понимаете его чувства, и не выходить из себя.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:

Обучая ребенка самоконтролю, придерживайтесь следующих правил:
•    Не забывайте о поставленной задаче. Помните, чему вы собирались научить ребенка. Дети будут пытаться спорить с вами, ругаться и обзываться. Они могут говорить, что вы их не любите или поступаете несправедливо. К этому надо быть готовым, но на это не следует реагировать. Если вы заметите, что начинаете отвечать на подобные обвинения, воспользуйтесь ключевой фразой: «Мы поговорим об этом, когда ты успокоишься».
•    Следите за своими физическими действиями. Эмоциональный накал подобных ситуаций настолько велик, что может в любую минуту привести к взрыву. Для того чтобы не провоцировать физических действий со стороны ребенка, важно, чтобы он не воспринимал вас как физическую угрозу. В некоторых случаях бывает достаточно просто сесть, и ваше взаимодействие станет значительно менее напряженным. Когда родители, в особенности отцы, стоят, ребенок может воспринимать это как угрозу. Любые жесты, которые можно интерпретировать как агрессию, не разрешат ситуацию, а только усугубят ее. Не следует указывать на ребенка пальцем, наклоняться над ним, поднимать кулак.
•    Заранее продумайте, какое «последствие» вы будете использовать. Это особенно важно, если вашему ребенку трудно держать себя в руках. Когда ребенок будет находиться в спокойном состоянии, найдите подходящее время, чтобы объяснить ему, какие «последствия» его ожидают в том случае, если он будет снова ругаться и спорить с вами. «Настя, бывает, что, когда я говорю тебе „нет", ты начинаешь со мной препираться, злиться и кричать. Я хочу тебя предупредить, что отныне каждый раз, когда это будет происходить, ты будешь на два дня лишена возможности говорить по телефону». После этого, для того чтобы Настя научилась принимать ваши решения без скандала, можно обратиться к профилактическому обучению.
•    Доводите дело до конца. Помогая ребенку успокоиться и обучая его правильным способам поведения, вы можете увидеть какие-то дополнительные его трудности. Например, некоторые ситуации требуют от ребенка умения разрешать проблемы. У вашего ребенка может не хватить знаний или опыта, чтобы разрешать их самостоятельно. Когда ребенок успокоится, и вы завершите все шаги обучения самоконтролю, уделите время тому, что-бы помочь ему найти правильное решение.
В других ситуациях необходимо закончить обучение достаточно твердо и резко. Вы можете пока-зать ребенку, что его поведение неприемлемо и вы не хотите продолжать взаимодействие. В подобной ситуации можно, например, сказать: «Хорошо. Мы поработали над тем, как ты должен вести себя, а теперь пойди к брату и извинись перед ним».
В других случаях лучше проявить понимание. Некоторым детям, столкнувшимся с эмоционально напряженной ситуацией, трудно перестать плакать, они не знают, как быть с возникшими чувствами. Можно поддержать их, предложив: «Давай сядем и поговорим о том, почему ты так рассердился. Может быть, я смогу тебе помочь. Во всяком случае, я тебя выслушаю». Зная своего ребенка и учитывая возникшую ситуацию, вы сами должны выбрать подходящий подход. Главное — старайтесь действовать разумно.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

Четырехлетний малыш не смог удержать мяч, и тот выкатился на проезжую часть улицы. Что делает ребенок?
Подружка вашей десятилетней дочки уговаривает ее без спроса пойти гулять. Что делает ваша дочь?
Ребята подначивают тринадцатилетнего мальчика стащить что-нибудь в магазине. Что он делает?
Дети нередко принимают решения под действием минуты. Им часто кажется, что ответы на вопросы основаны на двух противоположностях — да или нет, все или ничего, делать или не делать. Кроме того, они склонны рассматривать ситуацию с точки зрения Данного момента — им трудно предусмотреть все последствия, к которым может привести их решение.
Как же могут взрослые подготовить своего ребенка к принятию правильного решения?
Мы разработали пятиступенчатый метод разрешения проблем, который называется СВОПР. Он помогает разрешить две задачи:
•    во-первых, дает возможность детям и родителям совместно подумать над проблемой и прий-ти к общему решению;
•    во-вторых, помогает родителям научить детей самостоятельно разрешать проблемы и принимать решения.

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ В РАЗРЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ:

Слово «СВОПР» — сокращение, образованное по первым буквам шагов, из которых состоит процесс разрешения проблем:
«С» — «Ситуация»,
«В» — «Варианты»,
«О» — «Отрицательное»,
«П» — «Положительное»,
«Р» — «Решение».
Давайте подробно рассмотрим каждый шаг этого процесса.
Шаг 1. «С» — определите ситуацию.
Описывая ситуацию, дети часто используют эмоциональные, неопределенные выражения, поэтому для того, чтобы точно определить ситуацию, им может потребоваться много времени. Кроме того, дети не всегда понимают, что некоторые ситуации могут привести к проблемам.
Вот несколько приемов, полезных для определения ситуации:
•    Задавайте ребенку так называемые «открытые» вопросы, на которые он может дать развернутый ответ, а не просто «да» или «нет»: «А что ты сделал потом?», «Что произошло после того, как ты это сказала?». Эти вопросы помогут вам составить представление о том, что в действительности произошло.
•    Научите ребенка сосредотачивать внимание на всей ситуации в целом, а не на какой-то ее отдельной части. Такие вопросы, как «кто?», «что?», «когда?», «где?», помогут вам ясно увидеть всю картину.
•    Обобщите информацию. Иногда эмоции, вызванные ситуацией, настолько переполняют де-тей, что от них ускользает суть самой проблемы. Сформулируйте проблему в ее самой простой, конкрет-ной форме. Спросите ребенка, правильно ли вы представили суть проблемы.
Шаг 2. «В» — обсудите варианты.
Составив представление о ситуации, вы можете начать обсуждать возможности или варианты, которые есть у ребенка. У каждой проблемы обычно есть несколько таких вариантов.
К сожалению, дети нередко представляют решение проблем в терминах «все или ничего». Так, после первой неудачи в спортивной секции ребенок может бросить занятия спортом.
Задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку думать. Попробуйте задать ему такие во-просы: «Мог бы ты сделать еще что-нибудь?», «Что еще могло бы разрешить ситуацию?». Последовательно задавая подобные вопросы, вы поможете вашему ребенку научиться принимать решения самостоятельно, без вашего постоянного руководства.
Вот некоторые приемы, которые помогут ребенку увидеть различные варианты решений проблемы:
•    Позвольте ребенку самому перечислить хорошие и плохие варианты. Родители нередко проявляют нетерпение и сами говорят, что надо делать. Однако ваша задача не в этом. Вы должны дать ребенку возможность прочувствовать самостоятельные пути принятия решений.
•    Отберите не более трех вариантов. Если их будет больше, ребенок может запутаться. (Кроме того, постарайтесь, чтобы хотя бы один вариант опирался на здравый смысл и имел шансы на успех.)
•    Если ребенок испытывает затруднения в выборе возможностей, предложите несколько своих.

Шаг 3. «О» и «П» — обсудите отрицательное и положительное.
На этом этапе вы с ребенком обсуждаете отрицательное и положительное, все «за» и «против» каждой из возможностей. Это поможет ребенку увидеть связь между вариантом и тем, что произойдет, если он его выберет.
Спросите ребенка, что он думает по поводу каждого варианта. Что хорошего он в нем видит? Что плохого?
Помогите ребенку увидеть хорошие и плохие стороны каждого из вариантов. У вашего сына или дочери может не хватить опыта и знаний для того, чтобы представить себе, к чему они могут привести.
Шаг 4. «Р» — выберите решение.
На этом этапе необходимо выбрать лучший вариант решения. После того как вы определите плюсы и минусы всех возможных решений, попросите ребенка выбрать лучшее.
•    Убедитесь, что ребенку известны все варианты и вероятные результаты каждого из них. Вы помогаете ему принимать разумное решение на основе всей имеющейся информации и обучаете тому, как разрешать проблемы в дальнейшем.
•    Бывает, что ребенку нелегко сразу на что-то решиться. Если дело не срочное, и нет необ-ходимости принимать решение тотчас же, дайте ему дополнительное время на обдумывание.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:

Используя СВОПР, стоит обратить внимание на следующее:
Иногда дети выбирают решения, с которыми вы не вполне согласны. Если это решение не может никому повредить, соответствует правовым нормам не противоречит вашим нравственным убеждениям, не мешайте ребенку сделать собственный выбор- Пусть он сам увидит, что из этого получится Если, например, ваш сын хочет потратить все накопленные им деньги на очень дорогие джинсы, дайте ему возможность сделать это и увидеть, к чему это приведет. Может быть, джинсы так понравятся ему, что он не будет переживать из-за отсутствия денег на другие расходы. С другой стороны, если, потратив все свои сбережения, он будет просить денег у вас, не давайте. Пусть ваш сын сам заработает или начнет копить на будущие покупки. Это единственный способ научить его правильно распоряжаться деньгами.
Бывает, что какие-то из возможных решений являются противозаконными, безнравственными или вредными для самих детей или окружающих. В этом случае родители должны ясно и твердо выразить свое неодобрение, подчеркнуть отрицательные стороны и возможные последствия такого решения. Если, например, ваша дочь собирается выпить с друзьями, вы можете сказать ей, что не потерпите этого, описать все опасности такого решения и сообщить, какое «последствие» вы назначите ей в качестве наказания за выпивку. Иногда, несмотря на все наши усилия, дети принимают неправильные решения. Если это случится, будьте последовательны и примените «последствие», о котором вы предупреждали. Затем помогите ребенку использовать СВОПР, чтобы найти более приемлемое решение.
Поощряя вашего ребенка самостоятельно принимать решения, всегда показывайте, что вы в любое время готовы помочь ему. Это прежде всего касается выполнения принятых решений. Если окажется, что ребенок в чем-то просчитался и получилось не совсем так, как он запланировал, ваше Участие поможет ему пережить эту неудачу, а затем вы можете вновь обратиться к СВОПР и постараться вместе найти другое решение.
И наконец, не забудьте поинтересоваться у ребенка, как все получилось. Отведите на это не-сколько минут и не упустите прекрасной возможности похвалить ребенка за то, что он довел дело до конца и выполнил принятое решение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Если вы впервые обращаетесь к описанному способу принятия решений, начните с какой-нибудь незначительной проблемы. Дайте ребенку привыкнуть к этому способу и почувствовать себя уверенно. У многих детей не хватает терпения на тщательное обдумывание — нередко они просто хотят поскорее со всем покончить. Предостерегайте детей от поспешных решений и учите их сознательному выбору.
СВОПР — прекрасный способ научить ребенка принимать решения. Он отличается практич-ностью и подходит к самым разнообразным ситуациям. Освоив его, вы можете не сомневаться, что дали детям в руки эффективный и полезный подход к разрешению проблем.