Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Приморская средняя школа имени Героя Советского Союза М.А. Юшкова"
МБОУ "Приморская СШ имени Героя Советского Союза М.А. Юшкова"

ГРАФИКИ И ДОГОВОРЫ
Графики и договоры — это нечто вроде соглашения между вами и вашими детьми, в которых ого-варивается, что дети получат от вас, если будут вести себя определенным образом. Например, если вы запишите такое соглашение: «Как только ты закончишь уборку в своей комнате, можешь пойти погулять с ребятами», то это будет договором.
Заключая договоры или делая графики, не забудьте отразить в них следующие три момента:
1) какое поведение должен изменить ребенок;
2) какие поощрения или привилегии он за это получит;
3) на какой период времени распространяется ваш договор.
Договоры и графики можно использовать в следующих ситуациях:
•    Когда вы хотите сосредоточить внимание на какой-то конкретной проблеме в поведении вашего ребенка. Например, в ответ на ваши просьбы ребенок выражает недовольство, часто устраивает скандалы или опаздывает по утрам в школу.
•    Когда ребенок стремится к определенной цели. Например, хочет заработать денег на велосипед или добиться возможности позже ложиться спать.
* Когда вы хотите, чтобы ребенок достиг какой-то конкретной цели — занимался спортом, был более активен в школе, устроился на работу.
Вот как может выглядеть договор, заключенный между родителями и их двенадцатилетней доч-кой Ксюшей. Ксюша хочет, чтобы в выходные дни ее отпускали гулять с друзьями, а родители заинте-ресованы, чтобы она как следует готовила домашние задания.
Договор Ксюши с родителями о ее вечернем распорядке
«Я, Ксения, обязуюсь каждый вечер с понедельника по пятницу делать уроки и показы-вать маме или папе готовое домашнее задание. Если я буду выполнять это условие в течение всех пяти дней, я могу провести субботний вечер с друзьями. Если я не выполню домашнее за-дание в какой-то день, на следующий день я теряю право пользоваться телефоном, а счет пяти дням, в течение которых я должна делать уроки, чтобы иметь возможность провести вечер с друзьями, начинается снова со следующего дня.
Мы, папа и мама, обязуемся разрешать Ксении проводить субботний вечер с друзьями, если она делает уроки в течение пяти дней подряд.
Каждый вечер, после того как Ксения будет показывать нам приготовленные задания, мы будем отмечать этот день в календаре. Так будет продолжаться в течение месяца или пока мы не изменим нашей договоренности.»
________________________
(Подпись родителей)            
                                                                         
 ____________________
(дата)


(Подпись Ксении)


А теперь давайте посмотрим, как можно использовать в воспитании график. Десятилетний Женя хотел ложиться спать позже, особенно по выходным. Его родителям надоело силой загонять сына каждый вечер в кровать, и для того, чтобы Женя сам вовремя ложился спать, они решили использовать график (см. Приложение 1).

В будние дни Женя должен был отправляться спать ровно в 9 часов вечера Если он ложился вовремя и без споров, то отмечал это на графике. От того сколько раз ему удавалось это сделать, зависело, как поздно он сможет лечь в пятницу и субботу. Например, если в течение недели он вовремя укладывался спать три дня из пяти (с воскресенья по четверг), то получал лишних 45 минут в пятницу и субботу. Если же Женя оказывался в кровати вовремя все пять дней, то в конце недели мог ложиться еще позже.
Тот же самый метод можно использовать для достижения самых разнообразных целей, например, для того чтобы вовремя вставать по утрам в школу, помогать по дому, соблюдать чистоту и порядок у себя в комнате и т. д. Ниже приведены неко--торые из таких графиков.
Обычно дети и родители с удовольствием придумывают подобные графики. Особенно это нравится малышам, которые с увлечением раскрашивают их цветными карандашами. Это позволяет сделать процесс обучения интересным для ребенка и дает возможность родителям лишний раз похвалить его за сотрудничество.


ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:
Вот несколько советов, которые подскажут вам, как лучше применять договоры и графики.
•    Выбранная цель должна быть положительной, поэтому в ее формулировке лучше использовать утвердительные, а не отрицательные предложения. Например: «Когда сделаешь уроки, можешь посмотреть телевизор». Эта фраза предпочтительней, чем: «Пока не сделаешь уроков, не сможешь смотреть телевизор».
•    Соблюдайте договор. Каждый день отмечайте, как идут у ребенка дела. Если ему удалось добиться желаемого результата, он должен непременно получить обещанное вознаграждение. И не забывайте побольше хвалить!
•    Поставленные задачи должны быть конкретны и должны поддаваться проверке. К примеру, гораздо легче проверить, «выполняет ли ребенок каждый день домашнюю работу», чем «стал ли он лучше учиться». Точно так же легче определить, «предлагает ли он ежедневно свою помощь маме», чем «стал ли он более ответственным».
•    Задачи должны быть выполнимы. Это особенно важно, когда вы только начинаете исполь-зовать графики и договоры.
•    Сделайте этот процесс интересным. Графики и договоры нужны для того, чтобы помочь детям добиваться поставленных целей и чувствовать успех. Пусть это будет в радость и вам и детям. Отмечайте малейший шаг вашего ребенка к успеху, хвалите за любое продвижение к цели.
Графики и договоры — отличный способ помочь детям увидеть их достижения. Это также открывает дополнительные возможности для общения, Для совместного достижения родителями и детьми поставленных целей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Определение целей и планирование требуют тесного сотрудничества родителей с детьми. Для того чтобы обе стороны остались в выигрыше, необходимы переговоры. Время, которое вы проведете за Разработкой графиков и составлением договоров, т потрачено не зря — оно лишний раз покажет детям, как вы их любите и насколько заинтересованы в их успехе. (см. Приложение №2;№3;№4;№5).
СЕМЕЙНЫЕ СОБРАНИЯ
 Нам всем не хватает времени. Мы очень заняты и редко можем выкроить время, чтобы провести его в кругу семьи. Работа, школа, кружки, разные дела и обязанности — все это отнимает драгоценное время, которое можно было бы посвятить друг другу- Семейные собрания могут помочь организовывать время, обмениваться информацией и принимать решения.
ЧТО ДЕЛАТЬ ВО ВРЕМЯ СЕМЕЙНОГО СОБРАНИЯ:
Вот несколько примеров того, как можно использовать это время:
•    Координировать жизнь семьи. Дети могут рассказать вам о предстоящих событиях в школе и об их планах с друзьями. Вы можете выяснить важные вопросы, например, кому что нужно купить, что необходимо для школы, какая помощь понадобится детям на следующей неделе и т. п. Дома будет больше порядка, и ваша жизнь станет легче, если вы будете обсуждать эти вещи и строить планы заранее.
•    Хвалить. Семейное собрание — прекрасная возможность для того, чтобы похвалить каждого из ваших детей и рассказать всем присутствующим об их достижениях и успехах. Похвали-те их за успехи в школе, готовность помочь в домашних делах, за то, что они ладят друг с другом и стараются разрешать трудные ситуации. Подумайте, как можно научить их высказывать одобрение друг другу. Например, в одной семье такие собрания начинаются с того, что каждый из присутствующих говорит что-то хорошее о человеке, сидящем справа от него. Это отличный способ начать семейное собрание.
•    Обсуждать. Собрание дает возможность поделиться тем, что происходит в вашей жизни. Дайте воз-можность детям рассказать о школе и о том, какие новости о событиях в вашем городе, стране или мире они обсуждали в классе, как у них дела с друзьями, какие проблемы. В свою очередь, поделитесь своим мнением и расскажите о том, что делается в вашей жизни, у вас на работе, в жизни ваших родственников. Семейные собрания — время говорить и слушать, делиться мыслями и переживаниями, обсуждать. Узнавая мнение окружающих, дети будут формировать свою точку зрения и свои представления, и все это будет способствовать сплоченности вашей семьи.
•    Принимать семейные решения. Семейные собрания — это хорошая возможность для ребенка участвовать в принятии повседневных решений. Решайте, что будете делать в выходные, куда отправитесь всей семьей, что приготовите на ужин, какие телепередачи будете смотреть, как разделите обязанности по дому. Дети будут рады, если смогут участвовать в принятии решений. При этом взрослые устанавливают определенные ограничения. Если, например, вы собираетесь пойти всей семьей в кино, можно сказать: «Ребята, вы можете решить, когда мы пойдем в кино, а потом мы вместе выберем фильм, который будет интересен нам всем». Таким образом вы позволите детям решить, когда идти в кино, но установите ограничения на выбор фильма, чтобы быть уверенным, что фильм подходит для детей, а не только для взрослых. Наиболее важные решения, особенно связанные с моральными, нравственными вопросами или законом, должны приниматься родителями.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:
Проводя семейные собрания, постарайтесь учитывать следующее:
•    Собрания должны быть краткими, не более десяти — пятнадцати минут. Не пытайтесь раз-решить на них слишком сложные или слишком запутанные вопросы.
•    Постарайтесь устраивать их в удобное для всей семьи время. Это можно делать в субботу или в воскресенье. В некоторых семьях подобные собрания проводятся во время или сразу же после ужина.
•    Семейные собрания должны приносить радость, и хотя иногда вам придется обсуждать на них серьезные темы и принимать важные решения, в основном, они должны быть посвящены приятным вещам — рассказу о чем-то интересном, обсуждению достижений, выражению одобрения.
•    Используйте профилактическое обучение — еще до начала собрания объясните де-тям, как выносить на обсуждение какую-нибудь тему. Пусть они учатся выражать собственное мнение, говорить приятные вещи и при этом не казаться искусственным или неискренним, доброжелательно высказывать критику и не обижаться, когда это делают другие.
•    Записывайте то, о чем вы говорили на своих собраниях и какие принимали решения. Это можно делать в блокноте, а можно на отдельных листах бумаги, которые затем вывешиваются на видном месте. Во многих семьях своеобразной «доской объявлений» является дверца холодильника.
•    Предоставляйте слово всем желающим. Давая право голоса всем, от самых младших до самых старших, вы будете учить детей сотрудничеству, вниманию и уважению друг к другу.
•    Используйте положительные «последствия».  Хвалите детей за то, что они внима-тельно и не перебивая слушают других, за хорошие предложения и готовность придти на помощь.
•    Во время семейных собраний используйте все навыки обучения на основе здравого смысла ,например:
* Если, услышав легкую критику в свой адрес, кто-то из детей начинает спорить и оправдываться, обратитесь к корректирующему обучению.
* Если ребенок не реагирует на корректирующее обучение, примените обучение самоконтролю.
* Прежде чем вынести на обсуждение достаточно болезненный вопрос, воспользуйтесь про-филактическим обучением. То же самое можно посоветовать и в том случае, когда ребенку трудно при всех выражать свое мнение.
* Разрешая проблемы, используйте СВОПР.
* Используйте каждую подходящую возможность для эффективной похвалы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Подобные собрания могут стать одним из самых важных моментов в жизни вашей семьи. Время, проведенное вместе, укрепит взаимопонимание между ее членами, а ваши дети научатся с большей уве-ренностью выражать собственное мнение, воспринимать критику и похвалу, участвовать в принятии ре-шений.


СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ – ДРУЗЬЯ  ИЛИ ВРАГИ?
Наши дети имеют гораздо больше возможностей узнавать о том, что происходит в окружающем мире, чем когда-то было у нас. Благодаря радио и телевидению, компьютерам и Интернету они в курсе всего, что делается в мире.
Что-то из этой информации приносит огромную пользу. Некоторые телевизионные программы и кинофильмы развивают любознательность и воображение, приносят радость и расширяют кругозор. Они помогают эмоциональному развитию, прививают любовь и уважение к ближним, учат общению с окружающими. Существуют хорошие фильмы, которые в увлекательной форме учат детей добру и вызывают улыбку. Спортивные программы вносят в нашу жизнь азарт и возможность поболеть за любимую команду. Программы, посвященные природе, позволяют соприкоснуться с окружающим миром и вни-мательнее рассмотреть его.
Все это приносит огромную пользу. А теперь о том, что наносит вред.

НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ:
Стоит ребенку нажать кнопку телевизора или видеомагнитофона, или научиться входить в Ин-тернет, как он тут же получает доступ к огромному количеству «взрослых» развлечений, пропаганди-рующих секс, насилие, наркотики и все, что с этим связано. Вряд ли стоит сомневаться, что все, что дети видят и слышат с экранов телевизоров и компьютеров, оказывает на них огромное влияние.
Существуют сотни исследований, описывающих влияние телевидения на детей. Они, в частности, свидетельствуют, что насилие, показанное на телеэкране, вызывает у детей три основных реакции: дети становятся менее чувствительны к боли и страданию других, окружающий мир начинает казаться им более враждебным, у них самих может вырабатываться склонность к более враждебному и агрессивному поведению. Эта агрессивность выражается в том, что дети чаще дерутся и ссорятся со сверстниками, не подчиняются существующим правилам и неуважительно относятся к окружающим.
Иногда у детей вырабатывается телевизионная или компьютерная зависимость. Вот несколько при-знаков такой зависимости, которые означают, что ваш ребенок слишком много смотрит телевизор или слишком долго сидит перед компьютером: телевизор или компьютер находится в постоянно включенном состоянии, ребенок предпочитает телевизор или компьютер играм с детьми, говорит почти исключительно о программах ТВ и их персонажах, «забывает» из-за ТВ или компьютера об уроках и домашних обя-занностях, смотрит ТВ «от нечего делать».
В погоне за зрителем многие средства массовой информации, в том числе и ТВ, стремятся воз-действовать на наши ощущения и используют ужасающие по своей натуральности сцены секса и наси-лия. Постоянно наблюдая такие сцены в кино и по телевизору, дети начинают думать, что это и есть жизнь.
                Стараясь разобраться в окружающем мире, подростки обращаются к средствам массовой информации и составляют свое представление о том, что хорошо, а что — плохо, на основании продук-тов массовой культуры — телевизионных шоу, фильмов, рок-концертов, рекламы, Интернета, журналов, компакт-дисков и кассет. Они постоянно подвергаются влиянию средств массовой информации, которые то скрыто, то откровенно пытаются воздействовать на представления и поведение детей и подростков.

ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ:
Родители вполне способны противостоять вредному влиянию средств массовой информации. Приве-денные ниже указания помогут вам разработать план того, как оградить от него своих детей. Поскольку самым мощным из всех этих средств является телевидение, многие из наших советов направлены на то, чтобы ограничить именно его воздействие на детей.
•    Показывайте детям хороший пример. От вас  во многом зависит то, какие привычки сформируются у ваших детей. Если вы сами часами просиживаете у телевизора, не стоит удивляться, что ваш ребенок делает то же самое. Обратите внимание на свой выбор программ. Если вас веселят сексуальные похождения героев телекомедий, и вы смеетесь их сомнительным шуткам, ваш семи- или восьмилетний ребенок будет воспринимать этот юмор и язык как должное. Поэтому, может быть, стоит чаще выключать телевизор или строже относиться к выбору программ, особенно в присутствии ре-бенка.
•    Ограничьте время, которое ваш ребенок проводит перед телевизором. Телевизор — это не право, а привилегия ребенка, и она должна контролироваться старшими. Некоторые специалисты считают, что дошкольники могут проводить перед телевизором не более часа в день, а школьники — не более двух часов. Это время может постепенно увеличиваться для подростков. Есть и другое мнение, согласно которому дети могут смотреть телевизор не дольше двух часов и только по выходным. Если время, которое ваш ребенок проводит перед телевизором, будет ограничено, он с большим вниманием отнесется к выбору программ.
•    Предоставьте детям другие возможности. Найдите другие, заменяющие телевизор, занятия для ребенка. Дети должны понять, что смотреть телевизор вовсе не обязательно, что кроме ТВ в мире есть масса интересных вещей. Помогите детям составить список того, что они могли бы делать в свободное время. Когда вас нет дома и вы не можете контролировать, сколько времени ваш ребенок проводит у телевизора, старайтесь, чтобы он был занят другими делами: делал что-то по дому, готовил уроки или играл с соседскими детьми. Если у ребенка слишком много свободного времени, которое он проводит без надзора родителей, более вероятно, что он проведет это время перед телевизором.
•    Свяжите возможность смотреть телевизор с тем, сделал ли ребенок уроки и прочитал ли то, что ему положено. Если вы разрешаете смотреть ТВ по будним дням, скажите, чтобы вначале он сделал уроки и выполнил свои обязанности по дому. «Когда ты сделаешь домашнюю работу и проверишь ее, можешь посмотреть телевизор».
•    Обращайте внимание на то, что смотрят или слушают ваши дети. Задайте себе вопрос: «Чему учится мой ребенок, смотря эту программу? Действительно ли это то, чему я хотел бы его учить?» Если передача не наносит вреда, есть ли в ней что-то интересное или познавательное?
•    Помогайте детям выбрать подходящие передачи. Постарайтесь найти программы, которые соответствуют их возрасту. Прислушивайтесь к мнению специалистов. Для того чтобы лучше представлять себе качество и содержание того, что будут смотреть и слушать ваши дети, просмотрите программу передач, загляните в телевизионные или. музыкальные обозрения. Некоторые телепрограммы заранее предупреждают, что в них может быть что-то неподходящее для детей. Обращайте внимание на такие предупреждения.
•    Смотрите программы и фильмы вместе с вашими детьми. Таким образом вы сможете комментировать и объяснять некоторые вещи, для того чтобы дети их правильно воспринимали.
Многочисленные исследования показывают, что если человек непосредственно не знаком с тем, что видит на экране, он склонен принимать это на веру. Так, например, показывая какие-то группы людей, телевидение способствует формированию у зрителя определенных стереотипов относительно этих людей. Если вы будете смотреть телевизор с ребенком, вы сможете объяснить ему, что жизнь отличается от того, что мы видим на экране. А попросив его рассказать, что он вынес из передачи или фильма, вы сможете по-нять, насколько он усвоил их содержание.
•    Учите вашего ребенка критически относиться к средствам массовой информации. Мно-гие дети и подростки не задумываются о том, что смотрят. Вы можете научить их отличать хорошее качество от плохого, правду от лжи. Поговорите о том, как удалось актерам изобразить отношения между людьми, что в фильме было похоже на правду, а что — нет, что хорошего или плохого хотели сказать авторы. Обратите их внимание на несчастья, которые могут принести алкоголь, насилие и наркотики. Объясните, что в рекламе все выглядит привлекательно, чтобы заставить зрителя купить продукт, но на самом деле это не всегда соответствует действительности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Некоторые из родителей, посещавших наши занятия, боялись, что как только они попытаются огра-ничить телевизионное время своих детей или запретят им смотреть некоторые программы, это приведет к бунту. Тем не менее, они были решительно настроены на то, чтобы изменить положение дел с телевизором в своей семье, и, последовательно используя методы воспитания на основе здравого смысла, справились со всеми трудностями. Вначале дети жаловались и выражали свое недовольство. Но скоро родители заметили, что успевают делать гораздо больше интересных вещей вместе с детьми, чем раньше. Они вместе играли, ходили за покупками, делали какую-то работу по дому и, что самое важное, гораздо больше общались. Удивительно, не правда ли? Дети значительно повеселели и начали понимать, что до сих пор теряли огромное количество времени, которое можно было посвятить более интересным делам. Позже дети признавались, что вообще не скучают по телевизору.