СОХРАНЯЙТЕ СПОКОЙСТВИЕ

Большинство родителей считает, что самое трудное в воспитании детей — это умение оставаться спокойным. Дети могут пререкаться, вести себя вызывающе, бунтовать, а иногда даже драться — родители должны быть готовы ко всему и не выходить из себя.
У многих это не получается. По собственному признанию некоторых родителей, рассердившись, они кричат и ругают своих детей. Некоторые даже стучат или швыряют вещи, полагая, что, демонстрируя свой гнев, они дают детям понять, что «рассердились не на шутку». Такая реакция со стороны родителей может на некоторое время прекратить нежелательное поведение ребенка, но чему это его научит? Скорее всего, тому, что, расстроившись, надо кричать, ругаться и швырять вещи.
Родители, прошедшие на консультацию, обычно сообщают, что:
1)    вспышки гнева и плохого поведения у их детей стали менее продолжительными;
2)    эти вспышки стали не столь сильными;
3)    родители чувствуют большее удовлетворение от того, как им удается справляться с подобными ситуациями.

ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ ВАС СЕРДИТЬСЯ?

Первый шаг на пути к тому, чтобы научиться спокойно реагировать на поведение детей, состоит в том, чтобы понять, что именно вас сердит. Обычно дети прекрасно знают, какими словами или поступками они могут вывести вас из равновесия.
Возможно, вы начинаете сердиться, когда ребенок поворачивается к вам спиной и уходит в то время, как вы продолжаете ему что-то говорить. Или же, когда слышите, как ваш сын говорит сестре, чтобы та «заткнулась». Если вы сможете точно определить, что делал ребенок перед тем, как вы рассердились, вам будет легче смягчить вашу реакцию и помочь ребенку изменить поведение.
Попробуйте на отдельном листе бумаги составить список тех поступков ваших детей, которые выводят вас из себя.

ЧТО ПРЕДВЕЩАЕТ ОПАСНОСТЬ?

Второй шаг состоит в том, чтобы научиться узнавать первые сигналы того, что вы начинаете сер-диться. Это поможет вам подумать, прежде чем что-то сделать и сохранить спокойствие.
Что именно в вашем поведении или ощущениях может служить для вас первыми признаками опасности? Может быть, у вас начинает учащенно биться сердце или краснеет лицо? Может быть, сжимаются зубы, напрягаются кулаки или другие мышцы? Не повышаете ли вы голос, не начинаете ли говорить быстрее, указывать пальцем или жестикулировать? Попробуйте вспомнить первые сигналы того, что вы начинаете сердиться. На том же листе бумаги, где вы записали поступки ваших детей, запишите, что вы делаете, когда начинаете сердиться.

СОСТАВЬТЕ ПЛАН:

Теперь давайте посмотрим, как, опираясь на эти сигналы, можно составить программу действий, которая поможет вам спокойно говорить с ребенком о его неправильном поведении. Для этого необходимо определить:
1. Поведение ребенка, вызывающее ваш гнев.
2. Первые сигналы, свидетельствующие о вашем нарастающем недовольстве.
3. Способ, который помогает вам оставаться спокойным.
Вот как выглядел такой план, составленный отцом одного мальчика:
«В следующий раз, когда Никита вместо того, чтобы ложиться спать, станет спорить и препираться, а я почувствую, что у меня начинает сильнее колотиться сердце, я не буду сразу исправлять его поведение, а сначала сделаю глубокий вдох и медленно выдохну воздух».
Ниже приведены еще несколько примеров того, что предпринимают родители в подобных ситуациях:
•    «Что бы ни кричал мой сын, я очень медленно считаю до десяти и сосредотачиваю на этом все свое внимание».
•    «Я прячу руки в карманы и начинаю с ними разговаривать. Я часто обращаюсь к своим
•    рукам, особенно, когда начинаю злиться. Пока я не научился этому, моя дочка, наверное, считала, что я собираюсь ее ударить».
•    «Я сажусь. Если остаться стоять, меня начнет трясти, и хоть я, конечно, смогу сказать сыну, в чем он не прав, сидя у меня это получится гораздо лучше».
•    «Я просто ухожу. Иду в другую комнату и возвращаюсь, только когда удается взять себя в руки».
•    «Я ношу на руке резинку и как только почувствую, что начинаю выходить из себя, от-тягиваю ее и щелкаю по руке. Это сигнал, что надо успокоиться».
•    «Я кому-нибудь звоню — подруге или сестре. Поделившись с ними сложившейся си-туацией, мне легче вернуться к ней и спокойно во всем разобраться».
На том же листе бумаге, где у вас описаны первый и второй шаги, запишите, что вы можете де-лать, чтобы остаться спокойным.

КАК СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ:

Для того чтобы научиться управлять своими отрицательными реакциями, вам понадобится какое-то время. Не отчаивайтесь, если вам это не удастся сразу. Ниже приведены некоторые советы, оказавшиеся полезными для родителей.
Прежде всего научитесь мыслить позитивно. Если вы замечаете, что в голову лезут отрицатель-ные мысли, постарайтесь их отогнать. Скажите себе: «Ну-ка, перестань!» и постарайтесь сосредо-точиться на чем-нибудь положительном.
Вот некоторые примеры позитивного мышления, к которому прибегали родители:
       «Расслабься, не переживай».
«Я должна помочь своему ребенку»
«Я хороший отец и могу это сделать».
«Все в конце концов переменится к лучшему. Нужно только время».
Второе: не принимайте близко к сердцу то, что говорит ваш ребенок. Это бывает нелегко, особенно, когда он вас оскорбляет. Постарайтесь не обращать внимания на злые и грубые слова — просто пропускайте их мимо ушей, и тогда вам легче будет его чему-то научить. Если вас беспокоит то, что он сказал, подождите, пока ваш сын или дочь придет в себя, и используйте метод принятия ре-шений, описанный в главе 12.
Третье: используйте правило «пяти минут». Вместо того чтобы дать волю своему гневу, вый-дите из комнаты, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и в течение пяти минут подумайте, что можно сделать в данной ситуации.
Четвертое: сосредотачивайтесь на поведении вашего ребенка вместо того, чтобы думать о при-чинах его плохого поведения. Не ищите мотивы, вместо этого разбирайтесь с тем, как ваш ребенок ведет себя в данный момент. Только после того, как конфликт разрешится, поговорите с ним о том, что случилось и почему.
Пятое: если, рассердившись, вы сказали или сделали что-то, о чем потом жалеете, признайтесь в этом ребенку и извинитесь. Это послужит хорошим примером того, как надо поступать, если совершил ошибку. Извинитесь и скажите, что именно вы сделали неправильно, обещайте, что в следующий раз постараетесь сделать иначе. Некоторые родители очень неохотно просят прощения у детей, полагая, что таким образом подрывают свой родительский авторитет. Однако наш опыт показывает, что это лишь помогает детям понять, что ошибаться могут все, независимо от возраста.
Шестое: спокойствие не означает пассивность. Бывает, что повысить голос просто необходимо, но это должен быть твердый, уверенный голос. А используемые слова должны описывать конкретное поведение и ни в коем случае не оскорблять, не осуждать и не выражать отрицательных эмоций. Сохраняя равновесие, вы сможете отреагировать на неправильное поведение, не поддаваясь при этом злости и агрессии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Сталкиваясь с плохим поведением ребенка, трудно оставаться спокойным, однако большинство родителей считает, что это один из самых важных моментов воспитания. Сохраняя душевное равновесие, вы сможете научить своих детей позитивным способам решения проблем.
Определите, какое именно поведение вашего ребенка выводит вас из себя. Понаблюдайте за пер-выми признаками, которые свидетельствуют о том, что вы начинаете злиться, и составьте план того, как сохранять спокойствие. Примените ваш план, чтобы помочь себе сохранять спокойствие, когда окажетесь в эмоционально напряженной ситуации с вашим ребенком.

КОРРЕКТИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ


Многие родители хотят знать, что делать, когда ребенок не слушается и постоянно нарушает правила поведения. Мы предлагаем четырехступенчатый метод, который назвали корректирующим обучением.
Корректирующее обучение можно применять, когда ваши дети спорят, дерутся, препираются и вообще ведут себя неподобающим образом. Вот несколько конкретных ситуаций, в которых может быть использован предлагаемый метод:
•    Дети не слушаются, когда, например, вы говорите, чтобы они готовили уроки.
•    Они делают что-то, что может повредить либо им самим, либо окружающим, к примеру, играют на проезжей части улицы.
•    Дети постоянно оспаривают ваши решения, например, жалуются и препираются, когда вы не разрешаете им пойти играть с друзьями.
Корректирующее обучение можно применять во всех случаях, когда вы хотели бы что-то изменить в поведении детей. Этот метод предполагает четыре последовательных шага:
ШАГ 1. Остановите неправильное поведение.
ШАГ 2. Сообщите «последствие».
ШАГ 3. Опишите, что вы хотите.
ШАГ 4. Потренируйте то, что вы хотите.
Давайте рассмотрим применение корректирующего обучения на конкретном примере. Ваша дочка пришла на полчаса позже, чем вы договаривались. Она не предупредила, что опоздает. Когда вы спросили, почему она пришла позже, чем следовало, она объяснила, что друзья не хотели уходить так рано. Вот как можно использовать корректирующее обучение в такой ситуации и вот что можно сказать:
Шаг 1. Остановите неправильное поведение.
«Наташа, ты опоздала на полчаса и не позвонила, чтобы об этом предупредить».
Шаг 2. Сообщите «последствие».
«Завтра вечером тебе придется быть дома на час раньше».
ШАГ 3. Опишите, что вы хотите.
«Когда ты опаздываешь, позвони и скажи мне об этом. Я либо разрешу тебе задержаться, либо велю поторопиться, но ты обязательно должна сообщить мне, что задерживаешься, хорошо?»
Шаг 4. Потренируйте то, что вы хотите.
Можно спросить: «Так что ты будешь делать следующий раз?»
Наташа: «Я позвоню и скажу, что задерживаюсь».
Вы: «Правильно. Я, вероятно, спрошу, почему. Что ты мне ответишь?»
Наташа: «Я скажу, что Катя собирается домой только через полчаса, а нам в одну сторону».
Вы: «Я, скорее всего, разрешу тебе тоже остаться и скажу, что, когда ты вернешься, мыподумаем, как сделать так, чтобы в следующий раз ты не опаздывала. Понимаешь, если ты позвонишь, я буду знать, что у тебя все в порядке. Ты избежишь неприятностей и иногда сможешь приходить позже».
На самом деле все может происходить не так гладко, как описано выше, однако приведенный пример дает представление о том, как использовать четыре шага корректирующего обучения.
Если ребенок начинает спорить, кричать или выражать свое несогласие каким-то другим непри-емлемым образом, используйте метод, описанный в следующей главе, где говорится, как вести себя в эмоционально напряженных ситуациях.

ШАГИ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ:

Ниже предлагается краткий обзор всех четырех шагов корректирующего обучения.
Шаг 1. Остановите неправильное поведение.
Останавливая неправильное поведение ребенка, вы помогаете ему сосредоточиться на том, о чем собираетесь говорить. Для начала спокойно обратитесь к ребенку и дайте ему четкое указание, например: «Перестань драться и сядь на стул». Постарайтесь избавиться от отвлекающих факторов и сделайте так, чтобы ваши глаза были на одном уровне с глазами ребенка, Вам нужно, чтобы он сосредоточил свое внимание на вас и на том, что вы ему скажете. Если неправильное поведение уже прекратилось, опишите его словами, например: «Саша, уходя в магазин, я попросила тебя убрать одежду и поставить чистые тарелки в шкаф, а ты вместо этого играл со своими машинками».
Шаг 2. Сообщите «последствие».
«Последствия» помогают детям установить связь между тем, что они делают, и тем, что получается в результате их действий. Можно сказать что-то вроде: «Поскольку ты не сделал то, что я попросила, я хочу, чтобы после того, как ты уберешь свою одежду и поставишь на место тарелки, ты еще, разложил выстиранное белье. Только после этого ты сможешь снова играть в машинки». Помните, что следует подбирать минимальное из всех возможных «последствий».
Шаг 3. Опишите, что вы хотите.
Рассказывая ребенку о том, как он должен вести себя, будьте точны и конкретны. Шестнадцатая глава этой книги называется «Социальные навыки». Она поможет вам определить, как именно должен вести себя ребенок в тех случаях, когда его поведение кажется вам неприемлемым. В нашем примере Саша не выполнил просьбу матери и не помог ей по дому. Его мама может сказать сыну следующее: «Саша, я хочу, чтобы в следующий раз, когда я буду тебя о чем-то просить, ты соглашался и сразу же приступал к делу».
Шаг 4. Потренируйте то, что вы хотите.
Практика, практика и еще раз практика. Каждый раз, когда ваши дети упражняются в том, чтобы вести себя правильно, вы увеличиваете их шансы на успех. Практика помогает им запомнить, что нужно делать, чтобы избежать проблем. Так, в нашей ситуации Сашина мама говорит: «Ну а теперь покажи, как ты будешь выполнять мои поручения в следующий раз», на что Саша медленно произносит: «Ладно» и нехотя отправляется на кухню. Здесь мама может сказать: «Спасибо, что сразу берешься за дело. Ты правильно понял мою просьбу и теперь сможешь все быстрее закончить и скорее вернуться к своим игруш-кам».

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:

Вот несколько полезных советов, которые пригодятся вам, когда вы будете применять корректи-рующее обучение.
Во-первых, сохраняйте спокойствие. Если ребенок не слушается, остановитесь, подумайте, что следует предпринять, успокойтесь и дальше действуйте в соответствии с четырьмя шагами корректиру-ющего обучения.
Во-вторых, не перескакивайте с проблемы на проблему. Большинство детей — мастера по пе-реключению внимания родителей. Для этого они могут подбрасывать вам следующие мысли:
«Ты больше меня не любишь!»
 «У нас в классе этого никто не делает! Другие родители лучше!»
«Забирай все, что хочешь. Мне все равно»
Подобные высказывания обычно попадают точно в цель. Однако сейчас не время защищаться или смеяться. Сосредоточьте внимание на том, чему вы хотите научить ребенка. Дайте ему понять, что, если он и вправду хочет обсудить все эти вещи, вы можете потолковать о них после того, как будет решена основная проблема его поведения.
В-третьих, дайте ребенку возможность исправиться. Если он внимательно слушает и делает все, чтобы исправить проступок, не бойтесь отменить какую-то часть отрицательных «последствий». Допустим, ваши дети ссорились между собой и за это были лишены возможности в течение часа смотреть телевизор- После того как вы прибегли к корректирующему обучению, оба они извинились и предложили вместе помыть посуду. Если у них получится сделать это дружно и мирно, можно вернуть им полчаса потерянного телевизионного времени — это будет служить поощрением за то, что они исправились.
В четвертых: будьте последовательны. Это значит, что, если дети ложатся спать в 21.30, они каждый вечер должны быть в кровати в это время. Когда им удается выполнить это требование, прибегайте к эффективной похвале или используйте иные способы поощрения. Если же они улеглись позже — примените корректирующее обучение и лишите их поощрений. Чем точнее вы будете придерживаться выбранной линии, тем больше ей будут следовать ваши дети.
Однако будьте достаточно гибкими. Это значит, что вы должны быть последовательными в применении корректирующего обучения, но можете применять его творчески. Никто не знает ваших детей лучше, чем вы сами. Если вы сочтете, что для вашего ребенка будет полезнее сделать «последствие» последним шагом корректирующего обучения, не бойтесь поэкспериментировать. Если такая перестановка окажется неудачной, всегда можно вернуться к первоначальной схеме.
И наконец, используйте «последствия». Некоторым родителям бывает трудно сделать это даже в качестве последнего этапа корректирующего обучения. Тем не менее, «последствия» помогают детям установить связь между тем, что они сделали и тем, что должны делать. Они запоминают, что их поведение приводит к определенным «последствиям» как для других, так и для них самих.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Представьте себе какой-то типичный для вашего ребенка вид неправильного поведения. Затем продумайте, какие слова вы сможете сказать ему на каждой стадии корректирующего обучения. Прежде чем обратиться к ребенку, порепетируйте свои слова несколько раз перед зеркалом. Зеркало — хороший помощник. В отличие от ребенка оно не станет вам возражать и поможет приобрести некоторую уверенность, а уверенность, как известно, — верный путь к успеху.
Родители, которые не жалели времени и следовали всем шагам корректирующего обучения, были поражены достигнутыми результатами. Им удавалось не только добиться значительных улучшений в поведении своих детей, но и почувствовать удовлетворение от их воспитания. И хотя воспитание не становится от этого менее сложным процессом, родители начинают видеть положительные результаты своих усилий. Попробуйте использовать шаги корректирующего обучения, и вы сами в этом убедитесь.