Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Приморская средняя школа имени Героя Советского Союза М.А. Юшкова"
"Сайт перешел на новый адрес https://primorsk.krskschool.ru "

Главная » Причины детской жестокости

 

Причины детской жестокости

Тема детской жестокости сегодня особенно актуальна, т.к. все больше таких примеров мы наблюдаем и в жизни, и в интернете, стараются и средства массовой информации. Создается ощущение, что раньше такого не было или это были единичные случаи, а теперь – сплошь и рядом.

Большинство людей, сталкиваясь с подобной информацией, или облегченно выдыхают «Это не с нами!» или пытаются по-разному отгородиться от этой травмирующей информации. Но если мы будем продолжать придерживаться такой политики, а именно: не замечать, отгораживаться, делать вид, что нас это не касается, - то проблема решаться не будет, а будет только усугубляться.

Поэтому наша первая задача – выделить проблему, назвать ее. Что дальше? Чтобы найти эффективные решения, нужно для начала разобраться с причинами, с истоками детской жестокости. Это можно сравнить с лечением болезни: если мы воздействуем на симптомы, то болезнь возвращается. Если мы устраняем причины, то наступает выздоровление.

Причины детской жестокости

1. Первое, по мнению психологов, на что необходимо обращать внимание, и самое важное – семейное воспитание. У ребенка каждый день перед глазами образец того, как общаются между собой члены семьи: мама с папой, родители с детьми, в том числе взрослые дети и их взрослые родители, дети между собой. А есть еще образцы общения членов семьи с социумом, т.е. с соседями, с коллегами, со школой. И дети усваивают эти модели поведения, причем усваивают их некритично. Поэтому если в семье принято, хамить друг другу, или унижать, или даже применять рукоприкладство, то, соответственно, будет странно ожидать от детей другого поведения.

Бывает, что семья производит впечатление вполне благополучной, но стиль воспитания гиперопекающий, или слишком властный. Ребенок не способен дать отпор родителям, а агрессия, негативные эмоции копятся и, в конце концов, происходит разрядка, но уже вне дома – на улице, в школе.

Или наоборот, отсутствие в семье правил (что можно, что нельзя), попустительский стиль воспитания, отсутствие авторитетов, безнаказанность – также становятся причиной жестокости и агрессивности детей.

2. Еще один фактор – «эффект толпы». Особенно это свойственно подросткам. Надо искать причины такого поведения. А они могут быть самыми разными: демонстрация своей «силы» или «крутости», желание быть принятым в определенную группу, или же у ребенка такие понятия о чести и достоинстве, желание завоевать или подкрепить авторитет.

3. Ещё одна из причин детской жестокости – затянувшийся конфликт между детьми, вышедший из-под контроля. Ситуацию вовремя не разрешили, не приняли меры, и она заканчивается уже открытым противостоянием, часто дракой.

4. Можно говорить в связи с нашей темой и о жестокости к животным. Что стоит за этим явлением? По мнению психологов, лет до 5-6 ребенком может двигать исследовательский интерес: а что будет, если я сделаю что-то жуку, кошке или еще кому-то? То есть цели причинить другому существу боль он перед собой не ставит. Этот интерес нужно направить в другое русло. Но если это уже школьник, и он мучает животных, то надо задуматься о причинах и не оставлять эти факты без внимания. Часто таким образом ребенок отрабатывает накопившуюся агрессию, потому что тем, кто его обижает, он ответить не может, и начинает отыгрываться на тех, кто слабее или младше.

Это, конечно, не все причины и обстоятельства, при которых становится возможной детская жестокость. Но они чаще встречаются и с этими причинами нам под силу справиться.

Что делать родителям?

1. Будьте внимательны к собственному ребенку. В смысле его психологического здоровья.

Не поощряйте, но и не игнорируйте проявления агрессии и злости. Учите выражать свои чувства не кулаками или истериками, а словами: «Ты сейчас злишься» или «Ты расстроилась, тебе обидно». Развивайте эмоциональную сферу.

2. Должны быть четкие правила, что хорошо, что плохо; что можно, а что нельзя. Должна быть система санкций или «естественных последствий». Обязательно проговорите это и убедитесь, что ребенок понимает эти правила и готов их соблюдать.

3. Очень важно приучить ребенка к тому, что за каждый свой поступок он несет личную ответственность. Не выучил уроки – получил двойку – сам исправляй (или будь готов к тому, что плохая успеваемость отразится, например, на летних планах на отдых).

Анализируйте вместе с ребенком его поступки, размышляйте о том, что хорошо, что плохо. Чтобы эти ценности и правила были им приняты осознанно, стали частью его жизни, а не существовали отдельно.

4. Научите своего ребенка уважать чужую жизнь, чья бы она ни была.

5. Формируйте внутреннюю силу, уверенность в себе, лидерские качества. Оказывайте ему психологическую поддержку. Ваш ребенок должен быть уверен в том, что его любят, ценят не за «хорошесть». Необходимо сделать так, чтобы дети чувствовали себя нужными, независимо от материального положения, успехов в школе или каких-то неудач.

6. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Говорите о его собственных успехах, отмечайте его собственный рост, например, «сегодня у тебя это получается лучше, чем неделю назад».