Памятки действия в чрезвычайных ситуациях
ОСНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПЕРСОНАЛА
МБОУ "ПРИМОРСКАЯ СШ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА М.А. ЮШКОВА"
ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ
(ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ) СИТУАЦИЙ
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ В СЛУЧАЕ ПОХИЩЕНИЯ РЕБЕНКА ИЗ ШКОЛЫ
- если вы стали свидетелем похищения ребенка из школы, необходимо:
• немедленно сообщить в правоохранительные органы по телефону «02»; руководителю школы;
• действовать согласно полученным указаниям;
• всеми возможными безопасными для жизни и здоровья способами попытаться воспрепятствовать похищению;
• запомнить приметы похитителя, марку автомобиля (цвет), государственный номер.
- если вы обнаружили похищение ребенка из школы, необходимо:
• немедленно сообщить в правоохранительные органы по телефону «02»; руководителю школы;
• действовать согласно полученным указаниям.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ
ВЗРЫВООПАСНОГО ПРЕДМЕТА
В случае обнаружения взрывоопасного предмета или внешне схожего с ним предмета, необходимо:
• немедленно сообщить об опасной находке ближайшему должностному лицу, по телефону «02» или в отделение полиции;
• хорошо запомнить место обнаружения предмета;
• установить предупредительные знаки или использовать различные подручные материалы — жерди, колья, верёвки, куски материи, камни, грунт и т.п.
При обнаружении взрывоопасного предмета категорически запрещается предпринимать любые действия с ними.
Необходимо не допускать самим и удерживать других от нарушения правил поведения при обнаружении взрывоопасного предмета.
При обнаружении взрывоопасного предмета категорически запрещается:
• наносить удары (ударять по корпусу, а также один боеприпас о другой);
• прикасаться, поднимать, переносить или перекатывать с места на место;
• закапывать в землю или бросать в водоём;
• предпринимать попытки к разборке или распиливанию;
• бросать в костёр или разводить огонь вблизи него.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ТЕЛЕФОННОГО СООБЩЕНИЯ
О ЗАМИНИРОВАНИИ ИЛИ ИНОМ ГОТОВЯЩЕМСЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОМ АКТЕ
При получении телефонного сообщения о заминировании или ином готовящемся террористическом акте, необходимо:
• спокойно и без паники выслушать поступающую информацию;
• обязательно уточнить место и время проведения теракта;
• попытаться вызвать звонившего на продолжение разговора и, в тоже время, не вызывая подозрения у звонившего, попросить (обязательно закрыв микрофон рукой), а можно и письменно коллег по работе быстро позвонить в УВД по телефону «02» с просьбой определить номер телефона звонившего;
• поддерживая разговор, попытаться в доброжелательной, но ненавязчивой форме выяснить: мотивы угрозы, кто звонит (Ф.И.О.), откуда звонит (адрес, номер телефона) и иные сведения о личности звонившего;
• по окончании телефонного разговора незамедлительно передать полученную информацию в УВД по указанному выше телефону.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ, ЕСЛИ ВАС ЗАХВАТИЛИ В ЗАЛОЖНИКИ
• не поддавайтесь панике;
• ведите себя достойно - переносите заключение без слез, жалоб и причитаний;
• спросите у охранников, можно ли вам читать, писать, пользоваться средствами личной гигиены и т.д.;
• если вам дали возможность говорить по телефону с родственниками, держите себя в руках; не плачьте, не кричите, говорите коротко по существу;
• обязательно ведите счет времени, отмечая с помощью спичек, камешков или черточек на стене прошедшие дни;
• постарайтесь вступить в эмоциональный контакт с бандитами, которые вас охраняют, иногда бывает и так, что им строжайше запрещено отвечать на вопросы заложников; тогда разговаривайте как бы с самим собой, читайте стихи или вполголоса пойте;
• постоянно тренируйте память; вспоминая, например, исторические даты, фамилии одноклассников, номера телефонов коллег по работе или учебе и т.д.;
• не давайте ослабнуть сознанию; если есть возможность, обязательно соблюдайте правила личной гигиены;
• насколько позволяют силы и пространство помещения, занимайтесь физическими
упражнениями;
• никогда не теряйте надежду на благополучный исход.
«ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОЖАРЕ, ВЗРЫВЕ В ШКОЛЕ»
• вызвать пожарную охрану по телефону «01»;
• не входить в зону задымления, если видимость менее 10 м;
• в сильно задымленном помещении необходимо двигаться ползком или пригнувшись, органы дыхания закрыть увлажненной тканью;
• прежде чем войти в горящее помещение, накрыться с головой мокрым куском плотной ткани, пальто, плащом и т.п.;
• дверь в задымленное помещение открывать следует осторожно, чтобы избежать вспышки пламени от быстрого притока воздуха;
• если на вас загорелась одежда, необходимо лечь на пол (землю) и, перекатываясь, сбить огонь или набросить на себя пальто, плащ и плотно прижать, чтобы прекратить приток воздуха к огню;
• при тушении пожара использовать огнетушители, пожарные краны, воду, песок и другие подручные средства;
• если горит вертикальная поверхность, воду подавать в верхнюю ее часть;
• огнегасящие вещества направлять не в места наиболее интенсивного горения и не на пламя, а на горящую поверхность;
• при неизбежности взрыва быстро лечь на пол и прикрыть голову руками (при этом положении воздействие ударной волны уменьшается примерно в 6 раз);
• не паниковать, быть бдительным и внимательным. Опасаться падения штукатурки, строительных конструкций. Держаться дальше от окон, зеркал, светильников;
• постараться как можно быстрее выйти на улицу и отойти подальше от здания. При покидании здания использовать запасные выходы, наружные и приставные лестницы.
Безопасные места в здании при взрыве:
• места соединения несущих конструкций (пола и стены);
• дверные проемы в несущих стенах.
Опасные места в здании при взрыве:
• лифт;
• лестничные марши;
• нависшие строительные конструкции;
• подвесные потолки, антресоли;
• перекрытия с большими трещинами;
• застекленная поверхность (окна, лоджии, зеркала, шкафы, двери).
Алгоритм действий при пожаре в школе:
• тревога (оповещение);
• вызов пожарных-спасателей («01»);
• эвакуация (покинуть здание);
• сбор (заранее согласованное место);
• перекличка (проверка по классному журналу).
Помни!!!
Ты не должен паниковать и в одиночку бороться с огнем, прыгать из окна и прятаться!
Ты должен сохранять спокойствие и принять меры для оповещения (поднять тревогу) и спасения жизни!
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НАВОДНЕНИИ (ПАВОДКЕ)
После получения предупреждения об угрозе наводнения (затопления), времени и границах затопления:
Перед эвакуацией для сохранения здания школы следует:
• отключить воду, газ, электричество;
• перенести на верхний этаж (чердак) здания ценные вещи и предметы;
закрыть окна и двери, при необходимости - обить окна и двери первых этажей досками или фанерой.
При получении сигнала о начале эвакуации необходимо быстро собрать и взять с собой:
• документы (в герметичной упаковке);
• запас продуктов питания на несколько дней, затем следовать на объявленный эвакуационный пункт для отправки в безопасные районы.
При внезапном наводнении, если затопление в селе:
• прекратить занятия, позвонить по телефону в службу «01»;
• принять незамедлительные меры к эвакуации детей, персонала из здания либо перейти на верхний этаж здания (чердачное помещение) и быть готовыми к организованной эвакуации по воде;
• принять меры, позволяющие спасателям своевременно обнаружить людей, отрезанных водой и нуждающихся в помощи:
а) в светлое время суток - вывесить на высоком месте полотнища;
б) в темное время - подавать световые сигналы.
Помните! В затопленной местности нельзя употреблять в пищу продукты, соприкасавшиеся с поступившей водой и пить некипяченую воду.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЯ ЛЕДОХОДА
Во время ледохода запрещено:
• опасно стоять на крутых берегах, так как подмытый берег может обрушиться;
• кататься на льдинах;
• перегибаться через перила мостов и других сооружений, наблюдая за ледоходом.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЯ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ
Ощутив колебания здания, увидев качание светильников, падение предметов, услышав нарастающий гул и звон бьющегося стекла, необходимо:
• немедленно прекратить урок, позвонить по телефону в службу «01», не поддаваться панике (от момента, когда произошли первые толчки, до опасных для здания колебаний, как правило, проходит 15-20 секунд);
• быстро вывести из здания обучающихся (воспитанников), провести их поименную сверку по классному журналу;
• покидая помещение, организованно спуститься по лестнице; оказавшись на улице, оставаться там, но не стоять вблизи здания, а перевести детей на открытое пространство;
• сохранять спокойствие и постараться успокоить обучающихся (воспитанников);
• строго следить за тем, чтобы ни один ребенок не зашел в поврежденное здание;
• может случиться, первые толчки застали вас на улице; немедленно как можно дальше отвести детей от зданий и сооружений, высоких заборов и столбов — они могут разрушиться;
• если вы вынужденно остались в помещении, то встаньте в безопасном месте: у внутренней стены, в углу, во внутреннем стенном проеме или у несущей опоры; если возможно, спрячьтесь под стол, он защитит от падающих предметов и обломков;
• держитесь подальше от окон и тяжелой мебели;
• не пользуйтесь свечами, спичками, зажигалками - при утечке газа возможен пожар;
• держитесь в стороне от нависающих балконов, карнизов, парапетов, опасайтесь оборванных проводов;
• если Вы находитесь в транспортном средстве, оставайтесь на открытом месте, но не покидайте транспортное средство, пока толчки не прекратятся.
Твердо усвоить:
• в момент разрушения или повреждения зданий, опасность представляют не только падающие стены и перекрытия, а также разлетающиеся кирпичи, стекла, дымовые трубы, карнизы, лепные украшения, балконы, осветительные устройства, вывески, дорожные знаки;
• если Вы увидели травмированных детей, немедленно окажите им первую доврачебную помощь.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЯ ШТОРМОВОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ, БУРИ, УРАГАНА, ШКВАЛИСТОГО ВЕТРА
• после передачи по радио штормового предупреждения, детей из здания образовательной организации не выпускать;
• запретить обучающимся (воспитанникам) подходить к окнам — они могут быть ранены осколками разлетающегося стекла; лучше встать в простенок или отвести детей в коридор; для защиты можно использовать прочную мебель — письменный стол, шкаф, парту; как показала практика, самыми безопасными местами в таких случаях являются убежища, подвалы, погреба, внутренние помещения первых этажей кирпичных зданий;
• нельзя разрешать выходить на улицу сразу после ослабления ветра: через несколько минут порыв может повториться;
• радиоприемники и телевизоры необходимо держать постоянно включенными, так как по ним будут передаваться сообщения, информация, разъяснения о правилах поведения в конкретной ситуации.
• если во время бури, урагана, шквалистого ветра вы оказались на улице с организованной группой детей, немедленно завести детей в здание.
Помните! Чаще всего в такой ситуации дети получают травмы от осколков стекла, шифера, черепицы, кусков кровельного железа, сорванных дорожных знаков, деталей отделки фасадов и карнизов, предметов, хранящихся на лоджиях и балконах. Не разрешайте ребенку браться или наступать на оборванные провода — они могут быть под током.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ
• при падении сгруппироваться, закрыть голову руками;
• не пытаться остановить падение, ухватившись за поручень или что-то другое, это приведет к вывихам и переломам;
• открыть двери кнопкой аварийного открытия дверей; если это не удается, разбить боковые окна; организовать вывод детей и их удаление на безопасное расстояние от транспортного средства;
• не засыпать самим и не позволять засыпать организованно перевозимым детям во время движения: есть вероятность получить травму при маневре или резком торможении;
• если в салоне возник пожар - немедленно сообщить водителю, а также в службу «01» по телефону;
• после остановки транспортного средства, открыть двери кнопкой аварийного открытия дверей; если это не удается, разбить боковые окна; организовать вывод детей и их удаление на безопасное расстояние от транспортного средства;
• по возможности (если это не угрожает жизни и здоровью), принять участие в ликвидации загорания с помощью огнетушителя, находящегося в салоне.
ПАМЯТКА ОКАЗАВШИМСЯ В ЛЕСУ ВО ВРЕМЯ ПОЖАРА
• если вы оказались в лесу во время пожара (поход и др. организованные мероприятия с детьми), необходимо быстро принять правильное решение по направлению выхода из зоны возгорания, например, поднявшись на возвышенность, осмотреться по сторонам, определив направление ветра, скорость распространения огня, наличие рек, озер, болот с открытой водой, высоких голых скал, опушки и других открытых местах, чтобы укрыться.
Признаками лесного пожара служат:
- устойчивый запах гари;
- стелящийся над лесом туманообразный дым;
- беспокойное поведение животных, птиц, насекомых и их миграция в одну сторону и т. п.
• позвонить в службу «01»;
• не следует поддаваться панике, метаться, пытаться убежать от огня (при сильном ветре пламя догонит);
• уходить от пожара необходимо организованно (контролировать каждого ребенка) навстречу ветру, быстро, перпендикулярно направлению движения огня, обходя очаг пожара сбоку, чтобы выйти ему в тыл; считать себя в относительной безопасности можно лишь оказавшись с наветренной стороны пожара; но и в этом случае останавливаться на месте нельзя, т. к. ветер может изменить свое направление, и вы можете оказаться в дыму или на участке, где пожар еще не прошел;
• при приближении пожара, необходимо лечь в воду или обильно смочить одежду, и следить, чтобы рядом не было зарослей камыша, а до места укрытия не доставали вершины падающих деревьев;
• находясь в очаге пожара, следует периодически поворачиваться, смачивая высохшие участки материала или одежды; на лицо надо надеть многослойную повязку-маску, изготовленную из куска марли, бинта, хлопчатобумажной ткани, которую периодически смачивать водой;
• если пожар застал вас на открытой местности, лишенной воды, необходимо снять всю нейлоновую и другую плавящуюся одежду, очистить вокруг себя возможно большую площадь от листвы, травы, веток, зарыться во влажный грунт на возможную глубину, набросать сверху землю, защитить дыхательные пути матерчатой повязкой, смоченной водой; голову, конечности, открытые участки тела следует укрыть от огня, обмотав не очень плотно тканью, одеждой или любым негорючим материалом, по возможности, смоченными водой, чтобы можно было мгновенно снять их при возгорании;
ПАМЯТКА ПО ЗАЩИТЕ ОТ ЗЛОЙ СОБАКИ
При нападении собаки, необходимо:
• попытаться остановить нападающую собаку громкой командой «Фу», «Сидеть», «Стоять» и др.;
• бросить в собаку какой-нибудь предмет, чтобы выиграть время;
• защищаться с помощью палки или камня;
• при прыжке собаки - защитить горло, прижав подбородок к груди и выставив вперед руку;
• бить собаку по наиболее уязвимым местам: голове, носу, в пах, по хребту или задним лапам;
• призвать на помощь окружающих.
Нельзя:
• заигрывать с незнакомой собакой, даже если она кажется вам дружелюбной;
• подходить к собаке, когда она ест или стережет какую-нибудь вещь;
• показывать ей свой испуг, неуверенность;
• пытаться убежать;
• поворачиваться к собаке спиной.
Что делать, если собака вас укусила?
Необходимо:
• промыть рану обильным количеством воды, лучше с перекисью водорода;
• окружность раны смазать йодом и наложить чистую повязку;
• срочно обратиться в ближайший травмпункт.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ОПАСНОСТИ ХИМИЧЕСКОГО ЗАРАЖЕНИЯ
• получив информационное сообщение местного штаба гражданской обороны или администрации о случившемся и о порядке действий, прекратить занятия;
• надеть противогазы: на себя и на детей или респираторы и вместе организованно и быстро укрыться в ближайшем убежище (не всегда это возможно; больше вероятности, что придется срочно выходить из зоны заражения).
Готовясь к выходу:
• надеть на ребенка плотную верхнюю одежду, лучше плащ, застегнуть его на все пуговицы, шею обвязать шарфом, на ноги резиновые сапоги, на голову шапочку, рот и нос прикрыть ватно-марлевой повязкой, предварительно смочив ее в воде или 2% растворе питьевой соды при хлоре, 5% растворе лимонной кислоты при аммиаке.
Только в таком виде можно выходить на улицу и следовать в указанный район.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ОПАСНОСТИ РАДИОАКТИВНОГО ЗАРАЖЕНИЯ
• получив информационное сообщение местного штаба гражданской обороны или администрации о случившемся и о порядке действий, прекратить занятия;
• надеть противогазы: на себя и на детей или респираторы и вместе организованно ук¬рыться в защитном сооружении (убежище, противорадиационном укрытии)
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ РТУТИ
• немедленно прекратить занятие;
• организованно и быстро вывести детей из помещения, в котором обнаружена ртуть, открыть в помещении окна для проветривания;
• вызвать по телефону службу «01», «03» и сообщить руководителю образовательной организации;
• в помещение заходить только после получения разрешения от прибывших спасателей.