Новое время – новый мастер-класс
Слайд №2:
Важная государственная задача повышения качества начального образования заключается в становлении практики, позволяющей «выращивать» таких педагогов, которые бы стали специалистами, мастерами своего дела. Высококвалифицированный педагог умеет не только выполнять свои функциональные обязанности перед обучающимися, но и способен передавать наработанный опыт и своё мастерство коллегам. Неоспоримо, если педагог умеет учить других учителей, то это уже иной уровень профессионализма, показателем которого является такая форма как мастер-классы.
Слайд №3:
При этом предназначением мастер-класса (далее – МКЛ) является достаточно точная передача методики или техники учителя при организации образовательной деятельности. Такого педагога будем считать учителем, достигшим «высшего пилотажа» в собственной профессиональной деятельности, мастером.
Слайд №4:
Анализ существующей практики показал, что, как правило, МКЛ имеет следующий вариант проведения: сообщается всем участникам МКЛ о том, что они будут делать, какое мастерство будет передавать выступающий, какие действия при этом будут выполнять присутствующие. При этом, мастер озвучивает название МКЛ, его цели, предназначения, идею проведения.
Слайд №5:
Сначала нам предстоит ответить на ряд вопросов, которые помогут разобраться в методике проведения МКЛ: «Каковы требования к проведению МКЛ в связи с введением ФГОС НОО?», «Претерпевает ли изменение порядок организации МКЛ?»
Слайд №6:
На кафедре начального образования в Красноярском институте повышения квалификации в рамках проекта «Возможности изменения практики педагога по достижению планируемых результатов» исследовалась практика проведения МКЛ на основе организации деятельности мастера [1]. Сотрудники кафедры пришли к выводу, что такой способ проведения не может быть использован в настоящее время, так как заранее полностью открывает участникам всю содержательную информацию об идее и содержании предстоящего МКЛ.
Слайд №7:
По сути, такое выступление сводится к краткому описанию педагогом перед взрослой аудиторией всего, что хочет продемонстрировать учитель, и, когда доходит дело до практики предъявления опыта, становится все заранее известно. И уже не может быть никакой речи об организации деятельности.
Слайд №8:
Мастер – это такой педагог, который передаёт и демонстрирует своё мастерство. Мастер передаёт способы, приёмы, технику или технологию… Кому? Участникам МКЛ, которые готовы это «взять». Педагог, который «берёт» предъявляемое мастерство другого за счёт активного участия в проводимом МКЛ – это подмастерье. Такое определение дано в различных словарях.
Слайд №9:
Основанием для изменения структуры МКЛ стало то, что стандарты нового поколения требуют иной педагогической организации на основе деятельностного подхода. Проведение МКЛ в таком ключе возможно при условии, что в самом начале МКЛ участникам не будет никакого прямого раскрытия каких-либо «содержательных» тайн мастера. Это возможно только при условии, что мастер организует ситуацию интриги, чтобы все подмастерья действовали в активной позиции и имели возможность «открыть» для себя что-то новое. Этим новым может стать конкретный приём или способ. Отсюда и новая структура МКЛ.
Слайд №10:
Новая модель проведения МКЛ получила массовое одобрение и прошла апробацию в пилотных школах Красноярского края.
Структура мастер-класса
Составляющие |
Содержание |
Время |
1-я часть, практическая |
непосредственная передача опыта, мастерства |
30-35 мин |
2-я часть, теоретическая |
представление собственной профессиональной деятельности в рамках заявленной темы (динамика исследования) |
3-5 мин |
3-я часть, рефлексивная |
рефлексия проведённого МКЛ по достижению планируемых результатов |
5-7 мин |
Слайд №11:
Предназначением первой части МКЛ является непосредственная демонстрация мастером опыта. Итогом продуктивной деятельности могут стать: присвоенный способ различного вида деятельности педагога, «открытый» приём, осуществлённая проба, подтверждение какой-либо идеи или ряд других. Значит, вся работа мастера исходит из того, что подмастерья должны находиться в активной позиции, выявлять это «новое» и понять, и, в дальнейшем, преобразовать и применить. Поэтому нежелательно демонстрировать сразу несколько приёмов, достаточно методически грамотно отработать один или два приёма (в крайнем случае!), так как важно не их количество, а качество передачи содержания самого приёма, который необходимо чётко операционализировать (конкретизировать) по действиям.
Слайд №12:
После этого начинается вторая часть (теоретическая), где ведущий очень кратко представляет себя (место работы, должность, профессиональный стаж работы). Далее мастер сообщает предназначение МКЛ, знакомит присутствующих с заявленной темой, которая интересна педагогу-мастеру и является предметом обсуждения. Мастер раскрывает понятия в рамках темы, акцентирует внимание на авторских подходах учёных по данному вопросу, даёт краткий теоретический анализ изученной литературы и обосновывает новизну демонстрационного приёма, апробированного в собственной практике на основе проведённых исследований.
Здесь есть возможность приготовить подготовленный список научных публикаций на слайде. Если у мастера есть свои наработки, печатные издания, то их представление очень поощряется и обязательно демонстрируется. В этой части уместно рассказать о том, как педагог с этим работает в практике (проводит исследование, осуществил первые пробы и анализировал их результат, выявлял первые ошибки, первые удачные находки и т.д.).
Слайд №13:
Заканчивается весь МКЛ рефлексивной частью. Рефлексия организуется для понимания мастером, насколько верно он организовал все этапы представления собственного опыта, вовлекая участников в активную деятельность. Особое внимание уделяется анализу образовательной цели мастера, которая соотносится с критериями их формулировки [2]. Мастер рефлексирует, какими методами и средствами, за счёт каких организационных схем достигались планируемые цели, как, с его точки зрения, прошёл практический этап МКЛ, для понимания того, насколько поставленные цели удалось реализовать подмастерьям. Кроме этого, данный этап предполагает выстраивание обратной связи с участниками для выяснения динамики каждого в достижении ими планируемых результатов.
Слайд №14:
По-новому организованная деятельность мастера в залоге «открытия» участниками конкретного приёма или способа, проведённого по заявленной нами структуре, качественно скажется на изменении качества начального образования в практике.
Слайд №15:
Для тех, кто хочет более детально изучить материалы о новом формате МКЛ – информация на слайде.
Список используемой литературы:
1. Раицкая Г.В. Реализация проекта, направленного на изменение практики муниципальных территорий по достижению планируемых результатов /Г.В. Раицкая//Достижение планируемых результатов младшими школьниками (3 класс): учебно-методическое пособие/под ред. Г.В. Раицкой – Красноярск, 2015. – с.7-12.
2. Достижение планируемых образовательных результатов в начальной школе//Журнал «Сибирский учитель». – 2017, №1 (110).
Раицкая Г.В., 2017.