Пивинская А.А.,
учитель начальных классов МБОУ Приморской СОШ
Балахтинского района Красноярского края,
высшая квалификационная категория.
Июль 2018 года.
Мастер-класс «Задания, направленные на формирование оценочной деятельности младших школьников»
Вашему вниманию представлены материалы мастер-класса по теме «Задания, направленные на формирование оценочной деятельности младших школьников».
Целью мастер-класса была организация деятельности участников для открытия одного из приёмов формирования оценочной деятельности младших школьников.
Участникам мероприятия было предложено попробовать сформулировать в письменном виде цель участия и деятельности в мастер-классе. Затем была организована работа в деятельностном залоге.
Педагоги рассмотрели карточку:
Соедини выражения с их значениями.
14
8 + 4 15
6 + 5 12
9 + 6 16
7 + 7 11
13
и пришли к выводу, что в ней предложено задание по математике на нахождение суммы с переходом через разряд и что с помощью данного задания формируется только предметное умение.
Затем вниманию участников мастер-класса была предложена следующая карточка:
Соедини выражения с их значениями.
14
8 + 4 15
6 + 5 12
9 + 6 16
7 + 7 11
13
Сравни твоё выполнение задания с контрольной карточкой.
Контрольная карточка
14
8 + 4 15
6 + 5 12
9 + 6 16
7 + 7 11
13
Если задание выполнено верно, закрась кружок в карточке с заданием зелёным карандашом.
Если допущена хоть одна ошибка, закрась кружок в карточке с заданием красным карандашом.
Критерии оценивания выполнения задания учителем:
Для проверки предметного УД Для проверки метапредметного УУД
Находит значения выражений на сложение с переходом через десяток.
Ученик умеет устанавливать соответствие собственного результата образцу (эталону), если он с помощью контрольной карточки определил верность/неверность выполнения задания и закрасил кружок в карточке соответствующим цветом.
Ученик не умеет устанавливать соответствие собственного результата образцу (эталону), если он с помощью контрольной карточки не определил верность/неверность выполнения задания и/или не закрасил кружок в карточке соответствующим цветом.
Поработав с этой карточкой, педагоги отметили, что к заданию предыдущей карточки добавилось задание «Сравни твоё выполнение задания с контрольной карточкой», задание оценить выполнение работы цветным кружком в карточке, появилась контрольная карточка, кружок, критерии оценивания выполнения задания. Они сделали вывод, что с помощью данного задания можно формировать уже не только предметное, но и метапредметное умение, а именно умение оценивать выполненное задание.
Затем педагоги рассмотрели следующую распечатку:
Задание на установление соответствия
собственного результата образцу (эталону)
Математика, 1 класс
Метапредметное УУД: устанавливает соответствие собственного результата образцу (эталону).
Предметное УД: находит значение выражений на сложение с переходом через десяток.
Задание на карточке:
Соедини выражения с их значениями.
14
8 + 4 15
6 + 5 12
9 + 6 16
7 + 7 11
13
Сравни твоё выполнение задания с контрольной карточкой.
Контрольная карточка
14
8 + 4 15
6 + 5 12
9 + 6 16
7 + 7 11
13
Если задание выполнено верно, закрась кружок в карточке с заданием зелёным карандашом.
Если допущена хоть одна ошибка, закрась кружок в карточке с заданием красным карандашом.
Критерии оценивания выполнения задания учителем:
Для проверки предметного УД Для проверки метапредметного УУД
Находит значение выражений на сложение с переходом через десяток.
Ученик умеет устанавливать соответствие собственного результата образцу (эталону), если он с помощью контрольной карточки определил верность/неверность выполнения задания и закрасил кружок в карточке соответствующим цветом.
Ученик не умеет устанавливать соответствие собственного результата образцу (эталону), если он с помощью контрольной карточки не определил верность/неверность выполнения задания и/или не закрасил кружок в карточке соответствующим цветом.
Они увидели, что перед ними задание на установление соответствия собственного результата образцу (эталону). А нужны такие задания для формирования оценочной деятельности младших школьников.
Где же учитель может найти подобные задания? Педагоги пришли к выводу, что в чистом виде подобных заданий в существующих УМК нет. Следовательно, учителю придётся самому их разрабатывать. А как понять, действительно ли разработанное задание направлено на формирование умения оценивать выполненную работу? Нужны требования к разработке задания. Я представила участникам мастер-класса эти требования:
- учёт микроумения, которое должен продемонстрировать ученик;
- построение на предметном содержании;
- наличие фразы «Сравни…»;
- избыточность или недостаточность вариантов для выбора ответа;
- наличие эталона;
- наличие инструмента оценивания для ученика (+ –; шкала, таблица…);
- наличие критериев оценивания выполнения задания учеником;
- наличие критериев оценивания выполнения задания учителем:
предметного учебного действия;
метапредметного универсального учебного действия.
Ознакомив участников мастер-класса с требованиями к разработке метапредметного задания, я предложила коллегам придумать себе работу относительно этих требований и ещё одного задания. Задание выглядит так:
Задание на установление соответствия
собственного результата образцу (эталону)
Окружающий мир, 1 класс
Метапредметное УУД: устанавливает соответствие собственного результата образцу (эталону).
Задание на карточке:
Выпиши названия объектов природы из списка.
Камень, кирпич, вода, окно, тетрадь, песок, орех, стол.
Контрольная карточка:
Камень, вода, песок, орех.
Если верно выписаны все названия объектов природы, закрась кружок в карточке зелёным цветом.
Критерии оценивания выполнения задания учителем:
Для проверки предметного УД Для проверки метапредметного УУД
Ученик умеет устанавливать соответствие собственного результата образцу (эталону), если он с помощью контрольной карточки определил верность/неверность выполнения задания и закрасил кружок в карточке соответствующим цветом.
Ученик не умеет устанавливать соответствие собственного результата образцу (эталону), если он с помощью контрольной карточки не определил верность/неверность выполнения задания и/или не закрасил кружок в карточке соответствующим цветом.
Педагоги с моей помощью решили проверить по критериям, соответствует ли данное задание заявленным требованиям и действительно ли оно направлено на формирование оценочной деятельности младших школьников. И когда они приступили к работе, то поняли, что у них нет места фиксации результатов проверки. Я предложила им такое место:
Таблица соответствия задания
на установление соответствия собственного результата образцу (эталону)
требованиям к его разработке
Требование Отметка
о наличии
Учёт микроумения, которое должен продемонстрировать ученик
Построение на предметном содержании
Фразы «Сравни…», «Найди…», «Исправь…», «Сделай вывод…»
Избыточность или недостаточность вариантов для выбора ответа
Эталон
Инструмент оценивания для ученика (+ –; шкала; таблица…)
Критерии оценивания для ученика
Критерии оценивания выполнения задания учителем:
- для проверки предметного УД
Критерии оценивания выполнения задания учителем:
- для проверки метапредметного УУД
Работа была организована в группах. Педагоги представили результаты проверки задания и сверили с контрольной таблицей – установили соответствие собственного результата образцу (эталону):
Таблица соответствия задания
на установление соответствия собственного результата образцу (эталону)
требованиям к его разработке
Требование Отметка
о наличии
Учёт микроумения, которое должен продемонстрировать ученик +
Построение на предметном содержании -
Фразы «Сравни…» -
Избыточность или недостаточность вариантов для выбора ответа +
Эталон +
Инструмент оценивания для ученика (+ –; шкала; таблица…) +
Критерии оценивания для ученика -
Критерии оценивания выполнения задания учителем:
- для проверки предметного УД -
Критерии оценивания выполнения задания учителем:
- для проверки метапредметного УУД +
На этом закончилась первая, практическая, часть мастер-класса.
Во второй части я осветила теоретический аспект материалов мастер-класса.
Тема мастер-класса – «Задания, направленные на формирование оценочной деятельности младших школьников».
Стандарт второго поколения требует новой системы оценки достижений учащихся. И эта новая система предполагает обязательное включение в оценочную деятельность самих школьников.
Следовательно, необходимо формировать у ребят умение оценивать выполненную работу.
В программах начального общего образования так сформулировано умение оценки: оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Есть пособия, которыми можно пользоваться, если заниматься формированием контрольно-оценочной деятельности школьников. Это пособие А.Б. Воронцова и Г.А. Цукерман «Место и роль действий контроля и оценки в учебной деятельности школьников» и пособие А.Б. Воронцова «Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка».
Но не лишне научиться самому разрабатывать задания, направленные на формирование оценочной деятельности младших школьников, потому что, как уже было сказано, в чистом виде таких заданий ни в одном из ныне действующих УМК нет.
Мне довелось работать в проекте кафедры начального образования Красноярского краевого Института повышения квалификации «УУД: процедуры и механизмы изменения профессиональной деятельности педагога».
Именно работа на семинарах в рамках этого проекта помогла мне понять, что умение оценивать состоит из микроумений (устанавливать соответствие собственного результата образцу (эталону), находить ошибку при сравнении с образцом (эталоном), исправлять ошибку, найденную при сравнении с образцом (эталоном) и делать вывод о правильности/неправильности выполнения работы при сравнении с образцом (эталоном)) и научиться разрабатывать задания, направленные на формирование каждого из указанных микроумений.
Умение считается сформированным, если сформированы все составляющие его микроумения. Поэтому я начала систематически разрабатывать и применять соответствующие задания по трём образовательным областям: о русскому языку, математике и окружающему миру. И это дало определённые результаты. Во-первых, я сама стала по-другому видеть и понимать задания в учебниках и тетрадях-прописях. А, во-вторых, мои ученики стали по-другому выполнять задания на оценивание. И к концу года мои ребята значительно приросли в умении оценить свою работу. Лучшие результаты они стали показывать и при выполнении контрольных работ.
На этом закончилась вторая, теоретическая, часть мастер-класса.
В третьей, заключительной, части я организовала рефлексию собственной деятельности и деятельности подмастерьев в рамках данного мастер-класса. Для этого я задала участникам мероприятия ряд вопросов. С одной стороны, рефлексия организуется для понимания мастером, насколько правильно он организовал все этапы представления собственного опыта, вовлекая участников в активную деятельность. С другой стороны, данный этап предполагает выстраивание обратной связи с участниками для выяснения динамики каждого в достижении ими планируемых результатов. Участники мероприятия вернулись к целям собственной деятельности на мастер-классе и сделали вывод о том, насколько им удалось реализовать поставленные цели.
В конце мастер-класса подмастерья сказали о том, что они смогут перенести мой опыт разработки и применения заданий, направленных на формирование оценочной деятельности младших школьников, в свою практику, если пользоваться алгоритмом конструирования метапредметного задания (определить метапредметное УУД; определить предметное учебное действие; сформулировать задание; определит место и способ фиксации результата учеником; предоставить образец (эталон); определить критерии оценки результата освоения метапредметного УУД и предметного УД для учителя) и соблюдать требования к разработке. Я добавила, что в нашей школе учителя старшей школы тоже стали разрабатывать и применять подобные задания.
В рамках данного мастер-класса я продемонстрировала один апробированный мною в практике приём формирования оценочной деятельности младших школьников.
Считаю, что применение данной модели мастер-класса положительно скажется на совершенствовании умения педагогов продемонстрировать наработанные приёмы, способы педагогической деятельности коллегам.