Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Приморская средняя школа имени Героя Советского Союза М.А. Юшкова"
"Сайт перешел на новый адрес https://primorsk.krskschool.ru "

Главная » Концептуальная таблица как приём формирования читательской грамотности

Концептуальная таблица как приём формирования читательской грамотности (слайд №1)

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я Пивинская Алла Анатольевна, учитель начальных классов Приморской средней школы им. Героя Советского Союза М. А. Юшкова.

Надеюсь, что вы пришли на мастер-класс с определённой целью. Попробуйте сформулировать её и записать. Цель должна быть реальна, конкретна, измерима, сформулирована через глагол неопределённой формы.

Кто хочет озвучить свою цель?

 

А теперь рассмотрите, пожалуйста, распечатку. Слайд №2

 

Народные промыслы России

Есть в России старинное село Богородское, родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек.

В Богородском издавна резали забавную игрушку из мягкой древесины осины или липы.

Традиционная богородская игрушка – это резные неокрашенные фигурки людей, зверей и птиц, композиции из жизни русских крестьян.

Символом богородского промысла стала игрушка «Кузнецы», которой исполнилось 300 лет. Эта игрушка изображает мужика и медведя, сидящих верхом на планках. Двинешь планки, и тут же начинается бойкая работа. Ритмично двигаются фигурки, стучат по наковальне их деревянные молоточки.

Богородская игрушка вызывает у детей особый интерес и чувство радости благодаря тому, что она с движением. Самым маленьким детям с помощью богородской игрушки можно показать настоящее театральное представление: собрались курочки в кружок и клюют зёрнышки; сел медвежонок на качели и раскачивается.

Название «дымковская игрушка» происходит от названия слободы Дымково, где игрушки производят с XIX века. Многие исследователи связывают начало изготовления глиняных свистулек с весенним праздником Свистопляской, посвящённым солнцу. К этому празднику женщины и девушки лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позже стали лепить фигурки людей и изображать сцены из слободской жизни.

Дымковская игрушка всегда отличалась неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета.

Дымковские игрушки всегда привлекали детей тем, что они свистели, трещали, грохотали – одним словом, шумели. Но двигаться они не могут. Одним из предназначений дымковской игрушки в давние времена было изгнание злых духов именно шумом, который они производили.

 

Что скажете?

 

Предложите задание. Какой приём формирования читательской грамотности лучше всего применить при организации работы с этим текстом?

Рассмотрите таблицу на слайде.   Слайд №3.

 

                    Игрушка

Что сравнивали

Богородская игрушка

 

Дымковская игрушка

Материал

Дерево

Глина

Роспись

Нераскрашенная

Раскрашенная

Движение

Двигается

Не двигается

 

Что скажете?

Кто выполнял это задание?

Какое задание выполняли?

 

Ученикам было предложено задание сравнить с помощью этого текста богородскую и дымковскую игрушку. Они решили сделать это, составив таблицу.

 

Перед вами текст и таблица.

Предложите задание для себя.

Я предлагаю вам проверить, верно ли ученики составили таблицу.

Что вы сейчас делали? Проверяли работу учеников.

А какую работу выполнили ученики?

Составили таблицу.

Составили или заполнили?

А как называется эта таблица?

 

Дальше в зависимости от ответов.

 

Что значит концептуальная таблица?

         Слайд №4:

Концептуальная таблица используется тогда, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким основаниям.

От какого слова образовано «концептуальная»?

 

Слайд №5:

Концепт – общее представление, общее понятие (словарь Д.Н. Ушакова).

Концепт – содержание понятия (Большая Советская Энциклопедия).

Почему подобную таблицу назвали «концептуальная»?

 

 

Слайд №6:

Раскрывает содержание общего понятия, создаёт общее представление через сравнение.

 

Слайд №7:

Концептуальная таблица – это педагогический метод, который направлен на создание сравнительной таблицы.

 

Слайд №8:

Он учит учащихся рассматривать тему с разных сторон, анализировать и обобщать информацию.

 

Слайд №9:

Это один из способов обучения учеников критическому осознанному мышлению, который формирует сравнительную систему суждений, способствует умению находить и анализировать отличительные признаки объектов.

 

Слайд №10:

Приём концептуальная таблица особенно полезен, когда предполагается сравнение трёх или более объектов или вопросов.

 

Слайд №11:

Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали — черты и свойства, по которым это сравнение проходит.

В общем виде концептуальная таблица выглядит следующим образом:

 

 

Категория сравнения

(объект)

Категория сравнения

(объект)

Категория сравнения

(объект)

Линия сравнения

 

 

 

Линия сравнения

 

 

 

 

 

Слайд №12:

Приём «Концептуальная таблица» является приёмом технологии развития критического мышления, которая была разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы технологии – педагоги из США Джинни Стил, Чарльз Темпл, Курт Мередит, причём в оригинале авторы предлагают учащимся на стадии осмысления содержания или на стадии рефлек­сии работать с таблицей, линии которой и по вертикали, и по го­ризонтали уже заполнены. Действительно, можно начинать знаком­ство с табличными формами работы. Практика применения графи­ческих форм организации материала показала, что учащиеся сами определяют линии сравнения либо самостоятельно выбирают объек­ты для сравнения, т. е. готовы к мыслительным операциям более вы­сокого уровня. Примеры подобного использования концептуальной таблицы мы продемонстрировали выше.

 

Слайд №13

Последователи в России – Сергей Измаилович Заир-Бек и Ирина Валентиновна Муштавинская. Книга «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя».

 

Слайд 14:

Этапы работы по освоению приема

1. Детям задается готовая таблица с 1-2 линиями и категориями сравнениями (потом количество линий и категорий увеличивается).

2. Детям задаются категории сравнения, они заполняют линии сравнения.

3. Дети самостоятельно выделяют и линии, и категории сравнения, самостоятельно составляют и заполняют таблицу.

 

 

Приведите примеры тем курса начальной школы, где возможно использование данного приема.

Приведите примеры концептуальных таблиц, к примеру, в начальной школе.

 

 

Слайд 15. Рассмотрите таблицу:

 

 

v

t

S

I поезд

 

 

 

II поезд

 

 

 

 

Является она концептуальной?

 

Слайд 16: Подобны ей таблицы с величинами цена, количество, стоимость; производительность труда, время работы, общая выработка; масса…

 

Слайд №17:

В зависимости от цели, которая ставится на уроке, таблица заполняется учениками в качестве домашнего задания или на уроке, постепенно или вся целиком. Приём используют на этапе закрепления пройденного материала, на уроках структуризации и обобщения знаний. Применять приём можно в любом классе практически на любом предмете.

Слайд №18:

Результаты применения приема

В ходе данной работы формируются и развиваются такие умения:

  • обобщать пройденный материал;
  • сравнивать и анализировать;
  • умение выделять главное и проводить аналогии;
  • создавать целостное представления об изучаемых объектах.

 

Кто может назвать тему мастер-класса?

Соответствовали ли материалы мастер-класса заявленной теме?

Вспомните цель, которую вы ставили перед собой.

Материалы мастер-класса дали возможность достичь цели?

Сможете ли вы в своей деятельности применить этот приём?

Народные промыслы России

Есть в России старинное село Богородское, родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек.

В Богородском издавна резали забавную игрушку из мягкой древесины осины или липы.

Традиционная богородская игрушка – это резные неокрашенные фигурки людей, зверей и птиц, композиции из жизни русских крестьян.

Символом богородского промысла стала игрушка «Кузнецы», которой исполнилось 300 лет. Эта игрушка изображает мужика и медведя, сидящих верхом на планках. Двинешь планки, и тут же начинается бойкая работа. Ритмично двигаются фигурки, стучат по наковальне их деревянные молоточки.

Богородская игрушка вызывает у детей особый интерес и чувство радости благодаря тому, что она с движением. Самым маленьким детям с помощью богородской игрушки можно показать настоящее театральное представление: собрались курочки в кружок и клюют зёрнышки; сел медвежонок на качели и раскачивается.

Название «дымковская игрушка» происходит от названия слободы Дымково, где игрушки производят с XIX века. Многие исследователи связывают начало изготовления глиняных свистулек с весенним праздником Свистопляской, посвящённым солнцу. К этому празднику женщины и девушки лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позже стали лепить фигурки людей и изображать сцены из слободской жизни.

Дымковская игрушка всегда отличалась неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета.

Дымковские игрушки всегда привлекали детей тем, что они свистели, трещали, грохотали – одним словом, шумели. Но двигаться они не могут. Одним из предназначений дымковской игрушки в давние времена было изгнание злых духов именно шумом, который они производили