Концептуальная таблица как приём формирования читательской грамотности (слайд №1)
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я Пивинская Алла Анатольевна, учитель начальных классов Приморской средней школы им. Героя Советского Союза М. А. Юшкова.
Надеюсь, что вы пришли на мастер-класс с определённой целью. Попробуйте сформулировать её и записать. Цель должна быть реальна, конкретна, измерима, сформулирована через глагол неопределённой формы.
Кто хочет озвучить свою цель?
А теперь рассмотрите, пожалуйста, распечатку. Слайд №2
Народные промыслы России
Есть в России старинное село Богородское, родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек.
В Богородском издавна резали забавную игрушку из мягкой древесины осины или липы.
Традиционная богородская игрушка – это резные неокрашенные фигурки людей, зверей и птиц, композиции из жизни русских крестьян.
Символом богородского промысла стала игрушка «Кузнецы», которой исполнилось 300 лет. Эта игрушка изображает мужика и медведя, сидящих верхом на планках. Двинешь планки, и тут же начинается бойкая работа. Ритмично двигаются фигурки, стучат по наковальне их деревянные молоточки.
Богородская игрушка вызывает у детей особый интерес и чувство радости благодаря тому, что она с движением. Самым маленьким детям с помощью богородской игрушки можно показать настоящее театральное представление: собрались курочки в кружок и клюют зёрнышки; сел медвежонок на качели и раскачивается.
Название «дымковская игрушка» происходит от названия слободы Дымково, где игрушки производят с XIX века. Многие исследователи связывают начало изготовления глиняных свистулек с весенним праздником Свистопляской, посвящённым солнцу. К этому празднику женщины и девушки лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позже стали лепить фигурки людей и изображать сцены из слободской жизни.
Дымковская игрушка всегда отличалась неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета.
Дымковские игрушки всегда привлекали детей тем, что они свистели, трещали, грохотали – одним словом, шумели. Но двигаться они не могут. Одним из предназначений дымковской игрушки в давние времена было изгнание злых духов именно шумом, который они производили.
Что скажете?
Предложите задание. Какой приём формирования читательской грамотности лучше всего применить при организации работы с этим текстом?
Рассмотрите таблицу на слайде. Слайд №3.
Игрушка Что сравнивали |
Богородская игрушка
|
Дымковская игрушка |
Материал |
Дерево |
Глина |
Роспись |
Нераскрашенная |
Раскрашенная |
Движение |
Двигается |
Не двигается |
Что скажете?
Кто выполнял это задание?
Какое задание выполняли?
Ученикам было предложено задание сравнить с помощью этого текста богородскую и дымковскую игрушку. Они решили сделать это, составив таблицу.
Перед вами текст и таблица.
Предложите задание для себя.
Я предлагаю вам проверить, верно ли ученики составили таблицу.
Что вы сейчас делали? Проверяли работу учеников.
А какую работу выполнили ученики?
Составили таблицу.
Составили или заполнили?
А как называется эта таблица?
Дальше в зависимости от ответов.
Что значит концептуальная таблица?
Слайд №4:
Концептуальная таблица используется тогда, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким основаниям.
От какого слова образовано «концептуальная»?
Слайд №5:
Концепт – общее представление, общее понятие (словарь Д.Н. Ушакова).
Концепт – содержание понятия (Большая Советская Энциклопедия).
Почему подобную таблицу назвали «концептуальная»?
Слайд №6:
Раскрывает содержание общего понятия, создаёт общее представление через сравнение.
Слайд №7:
Концептуальная таблица – это педагогический метод, который направлен на создание сравнительной таблицы.
Слайд №8:
Он учит учащихся рассматривать тему с разных сторон, анализировать и обобщать информацию.
Слайд №9:
Это один из способов обучения учеников критическому осознанному мышлению, который формирует сравнительную систему суждений, способствует умению находить и анализировать отличительные признаки объектов.
Слайд №10:
Приём концептуальная таблица особенно полезен, когда предполагается сравнение трёх или более объектов или вопросов.
Слайд №11:
Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали — черты и свойства, по которым это сравнение проходит.
В общем виде концептуальная таблица выглядит следующим образом:
|
Категория сравнения (объект) |
Категория сравнения (объект) |
Категория сравнения (объект) |
Линия сравнения |
|
|
|
Линия сравнения |
|
|
|
Слайд №12:
Приём «Концептуальная таблица» является приёмом технологии развития критического мышления, которая была разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы технологии – педагоги из США Джинни Стил, Чарльз Темпл, Курт Мередит, причём в оригинале авторы предлагают учащимся на стадии осмысления содержания или на стадии рефлексии работать с таблицей, линии которой и по вертикали, и по горизонтали уже заполнены. Действительно, можно начинать знакомство с табличными формами работы. Практика применения графических форм организации материала показала, что учащиеся сами определяют линии сравнения либо самостоятельно выбирают объекты для сравнения, т. е. готовы к мыслительным операциям более высокого уровня. Примеры подобного использования концептуальной таблицы мы продемонстрировали выше.
Слайд №13
Последователи в России – Сергей Измаилович Заир-Бек и Ирина Валентиновна Муштавинская. Книга «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя».
Слайд 14:
Этапы работы по освоению приема
1. Детям задается готовая таблица с 1-2 линиями и категориями сравнениями (потом количество линий и категорий увеличивается).
2. Детям задаются категории сравнения, они заполняют линии сравнения.
3. Дети самостоятельно выделяют и линии, и категории сравнения, самостоятельно составляют и заполняют таблицу.
Приведите примеры тем курса начальной школы, где возможно использование данного приема.
Приведите примеры концептуальных таблиц, к примеру, в начальной школе.
Слайд 15. Рассмотрите таблицу:
|
v |
t |
S |
I поезд |
|
|
|
II поезд |
|
|
|
Является она концептуальной?
Слайд 16: Подобны ей таблицы с величинами цена, количество, стоимость; производительность труда, время работы, общая выработка; масса…
Слайд №17:
В зависимости от цели, которая ставится на уроке, таблица заполняется учениками в качестве домашнего задания или на уроке, постепенно или вся целиком. Приём используют на этапе закрепления пройденного материала, на уроках структуризации и обобщения знаний. Применять приём можно в любом классе практически на любом предмете.
Слайд №18:
Результаты применения приема
В ходе данной работы формируются и развиваются такие умения:
- обобщать пройденный материал;
- сравнивать и анализировать;
- умение выделять главное и проводить аналогии;
- создавать целостное представления об изучаемых объектах.
Кто может назвать тему мастер-класса?
Соответствовали ли материалы мастер-класса заявленной теме?
Вспомните цель, которую вы ставили перед собой.
Материалы мастер-класса дали возможность достичь цели?
Сможете ли вы в своей деятельности применить этот приём?
Народные промыслы России
Есть в России старинное село Богородское, родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек.
В Богородском издавна резали забавную игрушку из мягкой древесины осины или липы.
Традиционная богородская игрушка – это резные неокрашенные фигурки людей, зверей и птиц, композиции из жизни русских крестьян.
Символом богородского промысла стала игрушка «Кузнецы», которой исполнилось 300 лет. Эта игрушка изображает мужика и медведя, сидящих верхом на планках. Двинешь планки, и тут же начинается бойкая работа. Ритмично двигаются фигурки, стучат по наковальне их деревянные молоточки.
Богородская игрушка вызывает у детей особый интерес и чувство радости благодаря тому, что она с движением. Самым маленьким детям с помощью богородской игрушки можно показать настоящее театральное представление: собрались курочки в кружок и клюют зёрнышки; сел медвежонок на качели и раскачивается.
Название «дымковская игрушка» происходит от названия слободы Дымково, где игрушки производят с XIX века. Многие исследователи связывают начало изготовления глиняных свистулек с весенним праздником Свистопляской, посвящённым солнцу. К этому празднику женщины и девушки лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позже стали лепить фигурки людей и изображать сцены из слободской жизни.
Дымковская игрушка всегда отличалась неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета.
Дымковские игрушки всегда привлекали детей тем, что они свистели, трещали, грохотали – одним словом, шумели. Но двигаться они не могут. Одним из предназначений дымковской игрушки в давние времена было изгнание злых духов именно шумом, который они производили