Программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов.
Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.
Задачи курса:
- Развивать творческий потенциал детей средствами художественного труда;
- Формировать прикладные умения и навыки;
- Воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.
Работа по программе основана на книгах серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья» и книге «Забавные фигурки. Модульное оригами».
Методологической основой курса является системно деятельностный подход в начальном обучении.
Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основное внимание при изучении курса уделяется духовно- нравственному воспитанию младшего школьника интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
развитие метапредметных умений.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.
Содержание программы рассчитано на 68 часов в каждом учебном году (1-4 классы). Однако программа имеет блочный принцип (каждый блок спланирован на 34 часа) и поэтому планирование выполнено на 34 часа в год.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно творческой деятельности, включающая социальные, учебно -познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебнотворческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использовать методы и приемы художественно творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу обучающиеся
получат возможность:
развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать систему универсальных учебных действий;
сформировать навыки работы с информацией.
Календарно – тематический план
№ |
Дата план. |
Дата факт. |
Тема |
Примечание |
1 |
|
|
Пластилиновая аппликация. Резание. Цветок вечности лотос. |
Ц-8-9 |
2 |
|
|
Нарезание пластилина. Цветок дождей гиацинт. |
Ц-12-13 |
3 |
|
|
Многослойное торцевание. Крестьянская красавица мальва. |
Ц-24-25 |
4 |
|
|
Выпуклая аппликация. Розовое облако. Сакура. |
Д-14-15 |
5 |
|
|
Торцевание на пластилине. Времена года. |
|
6 |
|
|
Мозаика из кусочков гофрированной бумаги. Яблоня. |
Д-30-31 |
7-8 |
|
|
Модульное оригами. Елочка |
Д-36-37 |
9 |
|
|
Ажурные снежинки |
|
10 |
|
|
Гости из японии. Оригами. |
К-22-25 |
11 |
|
|
Аппликация из пластилина. Домашние животные. |
|
12 |
|
|
Аппликация из ватных шариков. Домашний питомец. |
С-18-19 |
13 |
|
|
Рисование пластилином. Священная кошка Бирмы. |
К-32-33 |
14 |
|
|
Вырезание ажурных снежинок. |
|
15-16 |
|
|
Обратная аппликация из пластилина на обратной основе. |
К-38-39 |
17-18 |
|
|
Нитяные узоры |
Б24 |
19 |
|
|
Расписной пластилин, полученный резанием. |
Б-34-35 |
20 |
|
|
Аппликация из геометрических фигур. Бабочки из кругов. |
Б.27 |
21 |
|
|
Аппликация из пуговиц. |
Б.42 д. 21 |
22 |
|
|
Торцевание на бумаге. |
Д.26-27 |
23 |
|
|
Многослойное торцевание. |
Ц.24-25 д.26-28 |
24 |
|
|
Квилинг из салфеток. |
Д.22-23 |
25 |
|
|
Объемные изделия в технике оригами |
Д.36-37 |
26 |
|
|
Мозаика из гофрированной бумаги (салфеток) |
Д.30-31 |
27 |
|
|
Моделирование из скорлупы и веточек. Фисташковое деревце. |
Д.40-41 |
28 |
|
|
Симметричное вырезание. |
С.32-33 |
29 |
|
|
Аппликация из ткани |
К -28 |
30 |
|
|
Складывание из бумаги (оригами) |
К -22-25 |
31 |
|
|
Замыкание модулей в кольцо. Снежинки. |
Д -38-39 |
32 |
|
|
Бумажные спирали. |
Д.32-33 |
33 |
|
|
Складывание из бумаги (оригами) коллективная работа |
Ц -4-7 |
34 |
|
|
Моделирование из гофрированной бумаги. |
Ц-28-39 |
Материально-техническое обеспечение
1. Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». Самара : Издательский дом «Федоров», 2006. 48 с.
2. Интернет сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru