Аннотации и рабочие пограммы по изобразительному искусству 5-7 класс
Для обучающимися пятого класса Григорьевой Натальи Александровны
Аннатация к адаптированной общеобразовательной программе для детей с легкой умственной отсталостью
по предмету «Изобразительное искусство» (5 класс)
Данная программа позволяет организовать урочную работу по изобразительному искусству с учащимися с легкой степенью умственной отсталости.
Цель программы в данном курсе изобразительного искусства сформулирована как линия развития личности ученика средствами предмета:
– использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы и коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями.
Школьный курс по изобразительному искусству в 5 классе направлен на продолжение решения следующих основных задач:
• коррекции недостатков развития познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
• развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения;
• совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
• улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
• формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
• развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
• ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
• расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
• развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Основные направления коррекционной работы:
Коррекция мышц мелкой моторики.
Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Развитие самостоятельности, аккуратности.
Общая характеристика курса
Программа по изобразительному искусству включает четыре вида занятий:
рисование с натуры;
декоративное рисование;
рисование на темы;
беседы об изобразительном искусстве.
Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Межпредметные связи
Письмо и развитие речи. Развитие мелкой моторики.
Математика. Правильное расположение рисунков относительно друг друга (ближе – дальше).
Чтение и развитие речи. Восприятия произведений изобразительного искусства. Обучение высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
по изобразительному искусству
Базовый уровень
Учащиеся должны уметь:
- передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);
- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
- передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;
- рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.
Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
- передавать в рисунке форму изображаемых предметов;
- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей;
- рассказывать содержание картины.
Адаптированная общеобразовательная программа Григорьевой Натальи Александровны по изобразительному искусству (5 класс) для детей с нарушением интеллекта (легкая степень умственной отсталости)
Для обучающимися шестого класса Григорьевой Натальи Александровны
Аннотация к адаптированной общеобразовательной программе для детей с легкой умственной отсталостью
по предмету «Изобразительное искусство» (6 класс)
Программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 6 классов под редакцией В.В. Воронковой - Москва «Просвещение», 2011г
Данная программа позволяет организовать урочную работу по изобразительному искусству с учащимися с легкой степенью умственной отсталости.
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год)
Цель программы в данном курсе изобразительного искусства сформулирована как линия развития личности ученика средствами предмета:
– использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы и коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями.
В соответствии с этой целью определены задачи:
коррекционно-развивающая:
-корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
-развивать у учащихся аналитико-синтетической деятельность, деятельность сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
-улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
образовательная:
-формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
-развивать у учащихся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое,
высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
-знакомить учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-
прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
-расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;
воспитательная:
-воспитывать у школьников художественный вкус, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию.
Коррекционная работа включает следующие направления:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция - развитие памяти;
- коррекция - развитие внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование адекватности чувств;
- формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция - развитие речи:
- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря. Коррекция мелкой моторики.
Общая характеристика учебного процесса
Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся.
Ведущая структурная модель - комбинированный урок.
Формы занятий:
-фронтальная работа
-индивидуальная работа
-работа в парах и группах
-коллективная работа
-традиционные
-комбинированные
- нетрадиционные: игра, праздник, конкурс, экскурсия, соревнование и другие.
Методыобучения:
-словесные (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, беседа, работа с литературой и т.д.)
-наглядные (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) приемов работы педагогом и др.)
-практические (экскурсии, выходы на природу и др.)
-игровые (ролевые, деловые игры)
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
минимальный уровень
- виды и жанры изобразительного искусства; виды художественных работ;
-фамилии и имена некоторых выдающихся художников и их произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры;
-названия крупнейших музеев Москвы, Санкт-Петербурга, родного города;
-названия художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойства, назначение, правила хранения, санитарно-гигиенических требования при работе с ними;
-элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.
-виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);
-основные средства выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);
-отличительные особенности произведений декоративно-прикладного искусства.
достаточный уровень:
-отличительные признаки видов изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное творчество);
-особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор);
-законы и правила цветоведения; светотени; перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.
Учащиеся должны уметь:
минимальный уровень:
-самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;
-следовать при выполнении работы инструкциям учителя; целесообразно организовать свою изобразительную деятельность; планировать работу; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
-изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы и конструкции; передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой;
-применять приемы работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
-ориентироваться в пространстве листа: размещать изображение одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
-пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
-адекватно передавать цвет изображаемого объекта, определять насыщенность цвета, получать смешанные и некоторые оттенки цвета.
-пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
-уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;
-подбирать цвета изображаемых предметов;
-сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;
-делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности;
-найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.
достаточный уровень:
-подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;
-передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;
-находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- следовать при выполнении инструкциям, представленным в информационных источниках;
-оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности и одноклассников;
-устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;
-адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта;
-различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу;
-найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства и фамилии их авторов
Адаптированная общеобразовательная программа Григорьевой Натальи Александровны по изобразительному искусству (6 класс) для детей с нарушением интеллекта (легкая степень умственной отсталости)
Для обучающихся седьмого класса Григорьевой Натальи Александровны
Аннотация к адаптированной общеобразовательной программе для детей с легкой умственной отсталостью
по предмету «Изобразительное искусство» (7 класс)
Школьный курс по изобразительному искусству в 7 классе направлен на продолжение решения следующих основных задач: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной реализуются в процессе обучения всем предметам.
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год)
Цели обучения в предлагаемом курсе изобразительного искусства, сформулированы как линии развития личности ученика средствами предмета:
- создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при решении учебно-познавательных и интегрированных жизненно-практических задач;
- формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;
- содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного материала;
- коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук, образного мышления
Задачи курса изобразительного искусства состоят в том, чтобы:
– сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;
– сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии;
– использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика.
- развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое; оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна.
Основной формой организации образовательного процесса является урок.
Современные технологии обучения:
-педагогика сотрудничества
-личностно-ориентированная технология
-коллективно-творческое дело
Методы обучения:
-словесные
-наглядные
-практические
-самостоятельная работа
Формы обучения:
-индивидуальное обучение
Виды контроля:
-практическая работа
-тест
- устный опрос ,
-творческие работы,
-самоконтроль и взаимоконтроль.
Личностными результатами изучения курса являются:
• Развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности:
• Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;
• Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах искусства
• Развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление опыта эстетического переживания;
• Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы
• Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:
• В развитии художественно образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
• В развитии зрительной памяти, фантазии, воображения, художественной интуиции,;
• В формировании умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным; планировать свою работу, осуществлять самоконтроль
• В совершенствовании зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков.
В области предметных результатов обучающемуся предоставляется возможность научиться:
• В познавательной сфере:
- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
- осваивать основы изобразительной грамотности, художественных средств выразительности, понимать особенности разных видов изобразительного искусства;
-различать изученные виды и жанры искусств;
- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
- наблюдать объекты и явления искусства, воспринимать смысл художественного образа, произведения искусства
- формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к обобщению и конкретизации
- создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.
• В ценностно-ориентационной сфере:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, представлять систему общечеловеческих ценностей;
- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
- уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства.
В эстетической сфере:
- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;
- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию;
- воспринимать эстетические ценности, проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа; формировать эстетический кругозор
Содержание программы
Виды занятий:
- рисование с натуры
- декоративное рисование;
- рисование на тему;
-беседы об изобразительном искусстве.