Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Приморская средняя школа имени Героя Советского Союза М.А. Юшкова"
"Сайт перешел на новый адрес https://primorsk.krskschool.ru "

Главная » Аннотация и рабочая программа по русскому языку для седьмого класса

Аннотация к рабочей программе по русскому языку для седьмого класса


1.Обоснование написания программы в соответствии с нормативными документами (нормативные документы, название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской):
Данная рабочая программа разработана на основе проекта Федерального образовательного государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку (М.: Просвещение ДО 11),  Программы по русскому языку 5 – 9 классы М.М.Разумовской, В.И.Капинос, С.И.Львовой. Программа  отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы.
При разработке курса учитывалась особая роль родного языка в формировании личности, в развитии мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Содержание программы нацелено на то, чтобы учащиеся осознали родной язык как средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, как основной канал социализации и самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как учебная дисциплина, он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.
2.Название учебно-методического комплекта, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения:
 Данная рабочая программа ориентирована на ис¬пользование учебника М.М.Разумовской  7 кл. и УМКК нему.
3.Цели и задачи данной программы обучения в области формирования предметных, метапредметных и личностных умений 

Основные цели преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях РФ:
•    Формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком понимании этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике;
•    Воспитание бережного отношения к языку и речи, стремление к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения

Эти цели обусловливают следующие задачи:
•    Дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как о развивающемся явлении, о месте языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
•    Обеспечить усвоение определенного круга знаний в области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
•    Развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
•    Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
•    Формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации общения;
Формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей. 
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка: 6–7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование.
Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причастие и деепричастие изучаются в 6 классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в 7 классе; такое расположение материала повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс 7 класса.
Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
•    Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве). Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития
4.Планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты на базовом и повышенном уровне в процессе изучения данного курса
Предметная область «Русский язык».
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне в 7классе структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. 
     Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; совокупность прогнозирования  оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей; признание расхождений своих поступков с заявленными позициями, взглядами, мнениями
      Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
•    адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
•    владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным:, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования.
•    способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
•    овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; 
•    умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
•    умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; 
•    способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
•    умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ) умение создавать устные и письменные тексты разных типов.
•    способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
•    владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога.
•    соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
•    способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
•    способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;          способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
•    умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
   2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
    3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.
    Предметные результаты:
   1) представление о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и .культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества:
   2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
   3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики:
•    лингвистика и её основные разделы;
•     язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог;  ситуация речевого общения; 
•    разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
•     функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста;  
•    основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, изучаемыми в 7 классе;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения;
 7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
УУД, сформированные в процессе усвоения программы 7 класса
В результате изучения русского языка ученик должен знать и понимать:
•    роль русского языка  как национального языка  русского народа, государственного языка  Российской  Федерации и средства
                    межнационального общения;
•    смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
                основные признаки стилей языка;
•    признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
•    основные единицы языка, их признаки;
•    основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные)
для данного периода обучения; нормы речевого этикета;
уметь:
•    различать разговорную речь и другие стили;
•    определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
•    опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
•    объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
•    адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
•    читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
•    извлекать    информацию    из    различных    источников,    включая    средства    массовой    информации;    свободно    пользоваться
лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
•    воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
•    создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
•    осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;.
•    владеть различными видами монолога  (повествование, описание,  рассуждение) и диалога  (побуждение  к действию, обмен
мнениями);
•    свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.);
•    соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского
литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, изучаемых в 7классе:
    знать отличие буквы от звука, о назначении письма, о роли орфографических правил, определение частей слова;
    уметь правильно произносить названия букв, разбирать слова по составу; 
    знать  значение изучения русского языка, его особенности, структуру, функцию языка – общение; 
    научиться составлять план параграфа;
    воспринимать звучащий текст, пользоваться знаками фонетической транскрипции; 
    различать фонетический и орфоэпический разборы;
    различать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; 
    пользоваться толковым словарём;
    разбирать слова по составу и выполнять словообразовательный разбор;
    различать самостоятельные и служебные части речи; 
    правильно писать НЕ с частями речи, слова с чередованиями в корне;
    развивать мысль в тексте, находить "данное" и "новое"  в предложении;
    знать и различать качественные, относительные и притяжательные прилагательные;
    знать и различать сравнительную и превосходную степень прилагательных;
    уметь делать синтаксический разбор простого и сложного предложения;

•    соблюдать нормы русского речевого этикета;
     осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
•    осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
•    развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления
культуры;
•    удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
•    увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью;
•    использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

5.Адресность программы (указать изменения, внесенные в примерную (типовую) и авторскую учебную программу и их обоснование)
В начале учебного года вводится четыре урока на повторение материала, изученного ранее и проведение вводной контрольной работы. В авторскую программу (программа написана на 170 часов в год) не внесено изменений. В конце из¬учения каждого параграфа предусмотрен резервный урок, который может быть использован для решения практико-ориентированных задач, нестандартных задач по теме или для различного рода презентаций, докладов, дискуссий. Внеурочная деятельность по предмету реализуется в учебное время через нестандартную форму урока –  проекты, интеллектуальные игры.
6.Объем в часах и сроки реализации программы
На изучение предмета отводится по 4 часа в не¬делю , итого 140 часов за учебный год. 

Рабочая программа по русскому языку Машуковой Ольги Федоровны для седьмого класса